Ириска питерская (iriska_spb) wrote,
Ириска питерская
iriska_spb

Categories:

Романтический миничеллендж-2018 №4

Так и я родился
и явился сначала скромной моделью себя самого
для того, чтобы родиться снова более совершенным творением…
(Микеланджело Буонаротти)


Только вчера сетовала Ириска что в голове одни опилки и ничего умного она про фильм Анатолия Эфроса "Таня" написать не может, а бессвязные выкрики и беспорядочные телодвижения на бумагу не перенесешь.
Но случилось то, что случилось - сегодня Татьянин день и (сказала себе Ириска) - сейчас или никогда!

Поскольку на сколь-нить толковую рецензию меня все равно не хватит, начну я, пожалуй, с "Дюнкерка", несомненно лучшего фильма прошлого года. Все его смотрели, многие написали свои отзывы (или рецензии), кто хвалебные, а кто - не очень, самая же лучшая (по моему скромному ИМХО) от прекрасной busconductor посмотрели
посмотрели наконец-то Дюнкерк. Циммер профессиональный минд-фуцкер, шаман и nlp-шник (в хорошем смысле). То, как он выворачивает музыку наизнанку и заставляет мурашки на коже зрителя маршировать в заданных направлениях -- вроде ничего сложного, но почему-то кроме него и его студии, ни у кого пока больше не получается. Нолан, как всегда, с картинкой делает примерно то же, что Циммер со звуком -- выворачивает наизнанку время, разрывает повествование на куски и закольцовывает эти куски так, чтобы все, кто смотрит, завязли в этой хтонической тоске и ни у кого не осталось шанса. Монотонные цвета, повторяющиеся формы, солдаты на одно лицо -- визуальный эквивалент звука тикающих часов, отсчитывающих уходящее время. Очень люблю такие "кручу-верчу" в кино...
Ириска-киноманка такие штуки тоже любит, а поскольку она очень насмотренная, умеет их замечать и иногда остается в недоумении - такая виртуозность нажатия на нужные кнопки нашей души, сердца и воображения, что это - отточенное умение мастера или свободный полет фантазии творца? по большому счету это все неважно, если симулякр неотличим от естественной эмоции, мне просто интересно.

А еще я хочу рассказать, как в конце 80-х (да, в те благословенные времена, когда небеса, казалось разверзлись, и на киноманов, жадных до впечатлений прекрасного, хлынуло все то, что так долго от нас скрывали) мы с мамой в кинотеатре "Ленинград" смотрели "Казанову Феллини". (Феллини мы к тому времени уже достаточно знали, смотрели и то, чем баловал нас кинопрокат, и то, что чудом удавалось увидеть на кинофестивалях, ценили его как большого мастера, но не особенно любили), так вот, посмотрели мы "Казанову Феллини", и мама и говорит "я беру назад все свои слова. Феллини - гений". а потом мы ехали домой на троллейбусе, я что-то ей говорила (а я и тогда была склонна выражать свою эмоциональную реакцию бессвязными выкриками и беспорядочными телодвижениями), и про невостребованность яркой самобытной личности, и про навязывание социумом заданных паттернов поведения, да и мало ли какие глупости я говорила, напоминая (как я сейчас вспоминаю) медвежонка из "Ежика в тумане": медвежонок все говорил, говорил... а ежик думал о лошади: как она там, в тумане...

Это я пытаюсь (так ненавязчиво!) подойти к
Романтическому кино-книго-сериало миничелленджу 2018
14. Драматическое или Музыкальное КСК (пьеса, опера, мюзикл)

«Таня»
— советский художественный телефильм 1974 года.
Постановка легендарного Анатолия Эфроса по пьесе Алексея Арбузова,
композитор в титрах не указан, а мой слух, увы, несовершенен, но я читала, что Альфред Шнитке (в фильмографии этого фильма нет, может быть просто использовали отрывки из его произведений).
В ролях: Ольга Яковлева, Валентин Гафт, Наталья Архангельская, Лия Ахеджакова, Леонид Броневой, Юрий Богатырев, Николай Волков-младший
Пьесу я знала, не особенно любила, хотя видела и очень хорошую театральную актрису Алису Фрейндлих в театре Ленсовета и слышала радиоспектакль с великой (как говорят) Бабановой. пьеса была про то, как "жила-была девочка Таня, была она дура-дурой, потом жизнь ее сильно долбанула и стала она умная и даже как-то где-то героическая".
А тут (внезапно!) по наводке pycckux в ru_kino Фильм "Таня" А. Эфроса.. или "Иногда бывает так страшно" (за что ей огромное спасибо!) и исключительно из уважения к Анатолию Эфросу решила посмотреть. Сказать, что была очарована и потрясена, значит ничего не сказать, хотя можно просто сказать "Эфрос - гений" и удалиться гордо и молча.
Как это делает Эфрос (рвет ли он Нолана как тузик грелку, не скажу, и лет немало прошло, и технические средства, доступные Нолану, Эфросу и не снились), как он делает из очень знаменитой (1000 раз на театрах ставленной, но как-то уже хм... устаревшей пьесы о женщине, занявшей правильное место в обществе строителей коммунизма), но делает он фантасмагорический шедевр. очень режиссерское кино. Хотя актеры прекрасны, как прекрасно Эфрос подбирает типажи-маски - и Гафта (не люблю я этого старого козла с его "девственницами в наготе") тут же он еще молодой козел и роль Германа для него, и Наталью Архангельскую - ее Шаманова слишком хороша для Германа Гафта и удивительно славного Николая Волкова-младшего Игнатова. (а еще и Леонид Броневой - только год назад были "17 мгновений весны", все замашки группенфюрера при нем, а до "Формулы любви" еще 10 лет, и всю жизнь играющая одну роль Лия Ахеджакова, и трогательный Юрий Богатырев). И действительно потрясающая Ольга Яковлева (лучшее детище и любимая актриса Эфроса), в этом очевидно режиссерском кино она делает то, что нужно режиссеру, и делает это просто блистательно. все актеры делают то и так, как нужно режиссеру. И как только это начинаешь понимать (а начинаешь достаточно быстро), странный пазл из великолепных крупных планов и мизансцен, чудес монтажа и волшебства кадров, из смятения времен и переплетения судеб, из флешбеков и фантазий складывается в прекрасную картину, где юная Таня, истерическая и инфантильная на грани безумия, и Таня прекрасно взрослая, но удивительно легкая - все тот же характер, цельный и странный, вокруг которого кружатся все остальные персонажи.

я понимаю, что и как делает Нолан, но Эфрос (боюсь, что опять получатся у меня отчаянные выкрики и бессвязные телодвижения)... как умеют эти руки... эти звуки... из какой-то деревяшки... из каких-то грубых жил... пальцы злы, смычок остер, музыкант, соорудивший из души моей костер... только и могла (мысленно!) восклицать потрясенная Ириска, и да еще ведь надо в душу к нам проникнуть и зажечь... а чего с ней церемониться? Чего ее беречь?

и как же мне недостает мамы, как хочется с ней поговорить. хотя, скорее всего, я бы сказала "Эфрос - гений" и мы бы обменялись понимающими взглядами.





да, я снова упустила прекрасную возможность промолчать, давайте просто послушаем Окуджаву.


Как-то читала, что Арбузову тему пьесы подсказали отношения с первой женой (Таней, кстати). Она как раз "растворилась в нем", а он как-то не понял и не принял такой преданности. И написал пьесу о том, как женщина становится собой, отказавшись от "растворения в мужчине". С Таней Арбузов развелся. А ее дальнейшая судьба очень интересна: она вышла замуж за Паустовского, причем это была очень большая и взаимная любовь. Видимо, она была счастлива - для реальной Тани эта история закончилась хорошо.(с)
Tags: 2018 romantic challenge, прокино, я
Subscribe

  • Не попавшие в списки

    Не попавшие в Убийственный феминистический челлендж 2019 два фильма и минисериал, для которых не нашлось пункта "Неслучившееся убийство" Зелёная…

  • Опоздавшие к челленджу

    Убийственный феминистический челлендж 2019 Уже после подведения итогов доевшая салаты и допившая шампанское Ириска дочитала и досмотрела начатое…

  • Убийственный челендж 2019 Итоги года

    Краткие итоги Убийственного года: Убийственный феминистический челлендж 2019 пройден. Ириска осталась жива. В отличие от 2016 BOOK CHALLENGE, из…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Не попавшие в списки

    Не попавшие в Убийственный феминистический челлендж 2019 два фильма и минисериал, для которых не нашлось пункта "Неслучившееся убийство" Зелёная…

  • Опоздавшие к челленджу

    Убийственный феминистический челлендж 2019 Уже после подведения итогов доевшая салаты и допившая шампанское Ириска дочитала и досмотрела начатое…

  • Убийственный челендж 2019 Итоги года

    Краткие итоги Убийственного года: Убийственный феминистический челлендж 2019 пройден. Ириска осталась жива. В отличие от 2016 BOOK CHALLENGE, из…