Ириска питерская (iriska_spb) wrote,
Ириска питерская
iriska_spb

Category:

Убийство китайского букмекера

Тематическая кинорулетка №12. Новый Голливуд
что такое Новый Голливуд можно почитать у altereos - организатора и вдохновителя наших кинорулеток, который для нынешней рулетки собрал 76 фильмов, вышедших с 1967 по 1977 годы. Вот список.

На этот раз, чтобы удовлетворить Ириску-киноманку барабан пришлось крутить трижды (из 76 фильмов я смотрела и хорошо помню как минимум 25, а то и больше - просто могла забыть названия).
Первый раз мне выпали "Соломенные псы" (экзистенциальная притча Сэма Пекинпа, преподнесенная в виде драматического триллера с совсем еще молодым Дастином Хоффманом, которую я смотрела, когда была молодая и глупая и мне нравились и экзистенциальные притчи и драматические триллеры),
Второй выстрел принес один из прекраснейших фильмов, очаровавших меня в те самые раннеперестроечные времена, когда небеса казалось разверзлись и на советских киноманов, жадных до впечатлений прекрасного, хлынуло все то, что так долго от нас скрывали... скоро, впрочем, оказалось, что хорошего хлынуло не так-то и много, неизвестных шедевров оказалось можно на пальцах счесть, даже не снимая ботинок, но "Буч Кэссиди и Сандэнс Кид" режиссера Джорджа Роя Хилла по сценарию автора "Принцессы-невесты" Уильяма Голдмена с Полом Ньюманом и Робертом Редфордом таким безусловным шедевром безусловно был.

И только на третий раз получилось
Убийство китайского букмекера (The Killing of a Chinese Bookie)
— кинофильм режиссёра Джона Кассаветиса, вышедший на экраны в 1976 году. Сюжет фильм был придуман Джоном Кассаветисом и Мартином Скорсезе.
В ролях: Бен Газзара — Козмо Вителли, Тимоти Кэри — Фло, Сеймур Кэссел — Морт Вайл, Морган Вудвард — босс, Азизи Джохари — Рейчел, Вирджиния Каррингтон — мама Рейчел, Мид Робертс — Мистер Загадочность, Элис Фридланд — Шерри, Донна Гордон — Марго Доннар
Описание: Обаятельный и одинокий фат Козмо Вителли, празднуя выплату последнего взноса за свое кабаре, заменяющее ему дом родной, не замечает, как проигрывается до нитки, задолжав $23000 очень серьезным людям. Долг можно погасить, если убить некоего китайского букмекера. Козмо сомневается, но, наконец, решившись, ввязывается в еще более неприятную историю...

Небольшое лирическое отступление
как вы уже наверно знаете (а если не знаете, то я сейчас расскажу!) кино Ириска-киноманка смотрит исключительно ради собственного удовольствия (давно раздав все свои долги интеллигентного человека вообще и продвинутого кинозрителя в частности), удовлетворения любознательности и повышения кинообразованности, очень редко выходя из зоны комфорта (иногда эти редкие вылазки приносят что-то стоящее, чаще же нет), потому и ценит:
Во-первых, интересную увлекательную историю, желательно, конечно, присутствие сколько-нить вменяемой достоверности ситуаций и психологизма участников, но это уже опционно (как говорила моя мама на мое очередное возмущение очередной несуразицей сюжета "ты хочешь, чтобы было правильно, а они снимают, чтобы было интересно"),
Во-вторых, интересных харизматичных персонажей, желательно в хорошем актерском исполнении,
Ну и прочие плюшки в виде оригинальных режиссерских решений и операторской изощренности авторского кино (за визуальное пиршество Тарсема Сингха могу даже простить недостатки первых двух пунктов), и эффектных компьютерных спецэффектов (всякие-разные пдыщ-бах-бух-вау!!!) кино коммерческого.
Вот вроде-бы и все. и еще - выбирая между идеей и стилем я выберу скорее стиль. и делайте со мной все, что хотите! (с)

Вернувшись наконец к нашей кинорулетке и "Убийству китайского букмекера" - эстетская криминальная драма, сделанная со стилистическими киноизысками в духе "черных фильмов" Голливуда 40-х годов с их атмосферой ночной жизни больших городов, мотивом неумолимого рока, преследующего героев, которые непременно должны проиграть в жизни и стать добычей смерти (с), все так, только тему "про гангстеров" я давно благополучно закрыла трилогией "Крестного отца", а темные тайны ночных городов - "Синим бархатом" Дэвида Линча.
В кратком Ирисковом изложении История начинается с того, что Козмо Вителли выкупает у партнера его долю бизнеса. Наконец сбылась мечта идиота - он полноправный хозяин ночного клуба со стриптизом и может пить шампанское с красотками в красивом автомобиле. Красоток у нашего героя целых три - беленькая, черненькая и рыженькая, а поскольку мозгов у него не больше, чем у креветки, на радостях идет играть в карты в гангстерско-мафиозный притон и не надо быть большим киноманом (пары фильмов про мафию достаточно) чтобы догадаться чем это кончится. Да, вы угадали, он проигрывает огромные (по меркам 70-х годов прошлого тысячелетия) деньги и должен (по законам карточной чести) выполнить одно желание гангстеров - убить того самого китайского букмекера. С мафией шутки плохи и то, что он в любом случае уже не жилец (кто его замочит раньше - охранка китайца или постфактум наниматели мафиози, можно делать ставки. если бы не аннотация, я бы поставила на китайцев) это даже креветкой не надо быть, но наш герой, немного для виду поломавшись, соглашается. гангстеры в свою очередь демонстрируют редкий идиотизм, поручая убийство хорошо охраняемого конкурента не профессионалу. Наша креветка (когда-то в юности он защищал демократию в Корее и даже умеет держать в руках оружие) китайца убивает (новичкам везет!) и, раненый, даже уходит от погони - и от китайской охранки и от мафиозной группы зачистки (тот, вместо того, чтобы тихонько пристрелить удачливого исполнителя, произносит прочувствованную речь, что дескать, ничего личного, во время произнесения которой наш герой, не будь креветкой, убивает его из выданного на букмекера пистолета. В перерывах сюжета герой туда-сюда ходит, общаясь с красотками разной степени обнаженности, в открытом финале стоит, истекая кровью, на пороге своего заведения.
Однако, несмотря на банальность истории, не выдерживающей даже самой благожелательной критики, на инфантильного до дебилизма главного героя, не вызывающего ни малейшего сочувствия, на предсказуемый самим каноном жанра финал - фильм на удивление произвел впечатление.
Бен Газарра, похожий на молодого Бельмондо, играет просто прекрасно - эйфорию от сбычи мечт в начале, душевные томления на тему тварь ли он дрожащая в середине и тоскливую безнадежность финала. Бен Газарра долго не мог вжиться в роль Козмо Вителли. Ситуация изменилась после начала съемок. Кассаветис объяснил актеру, что гангстеры в фильме — это метафорическое изображение людей, которые постоянно пытаются украсть или разрушить человеческие мечты. Сказав это, Кассаветис разрыдался, и Газарра решил отобразить в своем персонаже Кассаветиса, чтобы фильм стал метафорой борьбы режиссера за свои фантазии и мечты (с) оставим это на совести режиссера, мне трудно представить красивую жизнь в обществе полуголых и просто голых красоток в красивых автомобилях воплощением своих мечт... похоже, Ириска мечтами не вышла...)
Нуар тоже получился годный, стильный, саспенс успешно взял уроки у лучших мастеров жанра (если Ириска и не комкала в волнении платочек, то... ну, просто она... много всякого-разного кино видала и на саспенсах собаку съела).
Нельзя не отметить, что, поскольку (в отличие от нуаров 40-50-х годов) фильм является славным представителем "Нового Голливуда" после отмены ограничений кодекса Хейса, то темы сисек вполне раскрыты.
Если в трех словах - дурной сюжет, отличная игра Бена Газарры, стильная постановка. я смотрела последнюю, сокращенную версию (в 1978 году Кассаветис выпустил новую версию фильма длительностью 108 минут — многие эпизоды были полностью перемонтированы. Одной из причин повторного монтажа стали отзывы Бена Газарры — он считал первоначальную версию слишком затянутой) что явно (по скромному Ирисковому ИМХО ;о) пошло фильму на пользу.

А насчет мотивов неумолимого рока, преследующего героев, то главный вывод, сделанный Ириской после просмотра этого все же интересного фильма, Первое что нужно сделать -
Не садиться играть с шулерами по их правилам!
что в равной степени относится и к участию в выборах всех уровней власти современной России.
И это все, что я хотела сказать по поводу "Убийства китайского букмекера".








еще несколько стильных ч/б кадров отсюда
здесь можно прочитать умную статью Григория Дашевского "Свобода". я с ней не согласна, но я и не кинокритик.











Tags: кинорулетка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments