моей маме, без которой ничего бы не было,
Олегу Дивову, из эссе которого я потырила название,
и Иоганне Федоровне Гирбасовой, сыну которой я задолжала этот мемуар.
началось все...
нет, ни черные лохматые чертики, ни золотые светящиеся шары не пролетали через потрясенную Ириску и, казалось бы, ничего не предвещало, но.
началось все очень прозаически, с того, что мама вышла на пенсию и, решив, что с нервами надо что-то делать, пошла на курсы аутогенной тренировки. Курс читали профессора Либих и Литвер - один был за теоретическую часть, другой проводил практические тренировки. и все бы было хорошо, и ничего бы не было, если бы одна из слушательниц не сказала, что в Доме культуры имени Ильича (на Московском проспекте) некто Зорин читает лекции о необыкновенных способностях человека и прочих чудесах. моя чрезвычайно любопытная мама сходила послушать, страшно заинтересовалась и рассказала мне, а потом мы уже ходили вместе. на последней лекции Зорин выдавал талончики, с которыми можно было купить абонемент на следующий цикл. по каким признакам он выбирал себе слушателей не знаю, но мне талончик достался, а маме, к сожалению, нет. поэтому я ходила и для мамы все подробно конспектировала.
На этих лекциях Петра Григорьевича Зорина в клубе Политехнического института (тут, наконец, Ириска приближается
Это было предложение, от которого невозможно отказаться.
Ксенологи занимались поисками снежного человека, а также наблюдателей и контактеров НЛО, биоэнергетики крутили рамки, измеряя биополе всех, кто не убежал, я же писала протоколы на тех и других. Группы были совершенно неофициальные (хотя ксенологи на время попали под крыло комиссии планетологии Географического общества, что в переулке Гривцова), не очень многочисленные (обычно собиралось человек 10-15-20), и держалось все на горячем энтузиазме и выдающихся организаторских способностях Иоганны Федоровны. Полевые испытания проводились в Таврическом саду, а территориально мы кучковались сначала в Опорном пункте охраны порядка (куда нас пускал знакомый участковый), затем недолго в знаменитом (в основном присутствием Сергея Курехина и Бориса Гребенщикова) "Клубе-81", с кратковременными набегами на семинары С.П.Семенова (знаменитого своей методикой акупунктурного программирования для борьбы с курением, алкоголизмом и здоровым образом жизни) в бывшем ДК Капранова у Московских ворот, пока, наконец, влившийся к нам Ю.А.Андреев (автор знаменитых "Трех китов здоровья"), не дал нам приют в Доме писателей - особняке Шереметева на Войнова, 18 (да, том самом, еще не сгоревшем, куда я как-то впустила Бориса Стругацкого).
Приходили к нам личности самые разнообразные (ИФ умела их находить, заинтересовывать и завлекать) - гипнотизеры, астрологи, гадатели по картам Таро и Книге Перемен, экстрасенсы, ясновидящие, просто любопытствующие и городские сумасшедшие. рассказывали свои истории, показывали умения, тестировались. Не знаю, сохранились ли мои протоколы, надо будет спросить Ивана.
Времена не выбирают
Недавно, читая (для фантастического челленджа и по совету друзей ;о) "Первому игроку приготовиться" Эрнеста Клайна, Ириска удивлялась, насколько же разное было у нас время. В свои 80-е (в отличие от 80-х американского геймера и гика Клайна) я не играла в компьютерные игры и не смотрела НФ-боевики, зато я много работала (у меня была очень интересная работа и замечательный коллектив, а еще мы выпускали стенгазету (не "За передовую магию", просто "Время"!)), мы ходили в театры, концерты и на балет, смотрели фестивальные фильмы, читали книги (НФ, которую чудом доставали, читали сами и делились с друзьями), а еще у меня было оригинальное хобби!!! Время позднего брежневского застоя, время не такое людоедское, как времена предшествующие, время кривых, глухих, окольных троп (с) вспоминается сейчас как время веселых приключений и удивительных открытий. В отсутствие каких-ибо надежд на социальные переустройства, мы изо всех сил старались сделать жизнь не такой безнадежной и нам это удавалось. И не последняя роль, и очень большая заслуга в том, и моя величайшая благодарность за все - Иоганне Федоровне!
Была ли я экстрасенсом? - пожалуй что да, была. Глупо писать протоколы, не интересуясь чудесами и не пробуя их на себе. у меня получалось. я мастерски крутила рамку, кроме измерения биополя в оборотах рамки (просто идеомоторика, измеряющий как реципиент, а рамка лишь стрелка осциллографа ;о)) мы занимались лозоходством, т.е. нахождением вод (в нашем, городском, случае - подземных водопроводных коммуникаций), психотренингом, тренируясь в экстрасенсорном восприятии (как- то определении монетки в одном из нескольких спичечных коробков), осторожно ходили вокруг психотроники, развивали способности творческие - писали стихи и короткую прозу (увы, Ириска и тогда не была поэт, но что-то у нее все же получалось), играли в ролевые игры...
Так и жили, и мир был полон чудес, а потом, как и все хорошее, наши веселые занятия как-то незаметно закончились, интересы группы как-то незаметно ушли в сторону самооздоровления (методами самыми разными - от правильного (по мнению адептов) питания до уринотерапии и способов совсем уж нетрадиционных). а поскольку меня больше интересовали теоретические и практические вопросы естествознания, я как-то незаметно самоотделилась. А потом на смену глухим 80-м пришли лихие 90-е, у народа появились новые отдушины а потом и необходимость элементарного выживания. С ИФ я по-прежнему поддерживала отношения, с остатками групп мы по-прежнему иногда встречались на праздники и просто так. Последние несколько лет (моя мама болела и я была практически невыходная) я ограничивалась лишь поздравлениями на Новый год, День рождения и 8 марта. А недавно позвонил ее сын Иван, с печальной новостью о смерти Иоганны Федоровны. В память ИФ Иван собирает воспоминания учеников, я обещала его навестить, и мы встретимся обязательно. я помню. а пока этот короткий мемуар.
Осталась ли я экстрасенсом? - пожалуй что нет. когда начинаешь чувствовать в себе это "нечто", чувствуешь надо ли идти дальше. И я с полпути повернула вспять (с). я все еще это умею и, наверно, могу вернуться, но не хочу. может быть. потом.
Но это уже совсем другая история.
Времена не выбирают, В них живут и умирают... 1978, Александр Кушнер
и совсем молодой Сергей Никитин, 1985год
Если интересно с чего все начиналось, на сайте Санкт-Петербургского Центра эволюционных исследований сознания человека размешены материалы, касающиеся психологического аспекта феномена человеческого сознания, вопросов о духовных путях развития своей индивидуальности, о месте человека во Вселенной и его отношениях с проявленным и не проявленным миром. (я очень рада, что Петр Григорьевич Зорин благополучен, пишет и издает книги, возглавляет этот центр
А про то, что происходит с человеком, имеющим экстрасенсорные способности, Олег Дивов написал в эссе "Как я был экстрасенсом" и написал гораздо лучше и интереснее, чем смогла бы я. не знаю, насколько написанное является плодом художественного воображения автора, но со мной все было именно так (за исключением разве что армейского опыта и бытового алкоголизма, поскольку я пью очень мало (сказала она и... немедленно выпила...)