?

Log in

No account? Create an account

Записки · Ириски · питерской


2016 BOOK CHALLENGE #21-24

Свежие записи · Архив · Друзья · Личная информация

* * *
Книгоиюнь или Детективный книжный вызов-2016 #21-24
Эти книги я прочитала не столько для удовольствия, скорее пользы ради, для ознакомления с современной детективной прозой разных стран и народов. И получила, вообще-то, именно то, что и следовало ожидать - (мягко говоря) разочарование! Книги тягостные, унылые, наполненные пафосной многозначительностью...
но, обо всем по порядку...

22. Книга с событиями в дороге
Жан-Кристоф Гранже Пассажир
Встреча с пациентом, страдающим амнезией, приводит психиатра Матиаса Фрера к ужасному открытию: у него тот же синдром «пассажира без багажа». Раз за разом он теряет память и из осколков прошлого создает себе новую личность. Фрера преследуют загадочные убийцы в черном, за ним гонится полиция, убежденная, что именно он — серийный маньяк, совершивший жуткие убийства, имитирующие древнегреческие мифы.
В выбранный пункт этот французский роман вполне вписывается (хотя выбран был методом наименьшего сопротивления - нужны события в дороге - так вот вам "пассажир" ;о), при каждой смене ипостаси наш герой-бедолага оказывается в другом городе и обнаруживает, что там тоже произошло убийство, имитирующее древнегреческий миф, и, похоже, он сам и убил... Бордо, Марсель, Ницца, Париж... и все бегом... вполне себе события в дороге...
Причем, несмотря на достаточно шустренькие перемещения героя (иногда кажется, что он глубоко законспирированный в своих мозгах спецназовец, настолько ловко у него все получается), роман тянется долго-долго, читается скушно-скушно, за развязку Ириска-сноб бы вообще поубивала, финал же немного позабавил, напомнив, что вся эта чушь не стоила нервов, потраченных на возмущение.
Главной же ошибкой было то, что Ириска напрочь забыла, что смотрела экранизации романов Гранже "Багровые реки 1-2" с Жаном Рено. Склероз, конечно, хорошая болезнь - ничего не болит и каждый день столько новостей! но если бы вспомнила, читать бы точно не стала. Теперь запомню, и с Кристофом Гранже без грусти прощаюсь.

23. Книга, написанная от первого лица
Карлос Руис Сафон Тень ветра
Действие романа начинается в 1945 году в Барселоне, где герой, будучи еще десятилетним мальчиком, знакомится с некой таинственной книгой, которая совершенно меняет его жизнь. На протяжении двадцати лет герой пытается разгадать тайны, связанные с этой книгой...
Роман испанского писателя Карлоса Руиса Сафона «Тень ветра» имеет ошеломляющий успех не только на родине, где он выдержал около тридцати изданий, но и в других странах, он переведен более чем на 20 языков. Книга, которая продолжает лучшие традиции средневекового готического романа, удостоена ряда престижных литературных премий. Имя Сафона критика ставит в один ряд с именами Умберто Эко и Дэна Брауна.

Ну и как же бедной доверчивой Ириске было не соблазниться такими заманушками... Хотя упоминание Дэна Брауна Ириску-сноба должно было бы насторожить, но жизнь уже научила, что не всегда можно доверять издательским аннотациям.
Сначала я хотела отнести роман в п. 44 (Книга, в которой история тесно связана с литературой или книжным делом), но потом нашла под него книгу попроще. Также хорошо подошел бы п.16. (Книга, в которой раскрывают старую тайну), но он был уже занят "Тринадцатой сказкой" Дианы Сеттерфилд. Так что пусть будет тут - история действительно рассказывется от первого лица.
Мне было интересно почитать современного испанского автора. Артуро Переса Реверте я читала, "Фламандская доска" нравилась, "Клуб Дюма" меньше ("Девятые врата" Романа Полански кажутся тем исключением из правила, когда экранизация лучше книги), недавно прочитанный "Тайный меридиан" не знаю куда впихнуть (п.16 уже занят ;о).
Здесь же, кроме обещанного детективного сюжета, были интересны еще и временные рамки 1930-1950гг, т.е. Гражданская война (та самая, когда "над всей Испанией безоблачное небо", наши героические летчики и "По ком звонит колокол"), террор и тоталитарный режим генерала Франко. И взгляд на эту, уже далекую историю, нашего современника.
Общие впечатления - легкий интерес, досада и разочарование. Интересны почти мистические переплетения судеб героев, досаждают бесконечные "страсти роковые и от судеб защиты нет" - в большинстве случаев для защиты от судеб достаточно было бы немного включить голову, очень разочаровала развязка - автор, похоже, устал от всей этой суеты и решил коротенько изложить все, что мальчик искал все эти годы. Ну а в конце все поженились! (это злостный спойлер, но злобная Ириска не могла удержаться! ха-ха!)

24. Многослойная книга с параллельным временным сюжетом и/или от лица нескольких персонажей
Йен Пирс Перст указующий
Англия, 1663 г. Карл II вернулся в Англию, но кромвелевский террор еще не забыт.
Отравлен декан Оксфордского университета. За убийство осуждена и повешена молоденькая служанка. Что же случилось?... Перед вами ЧЕТЫРЕ рукописи ЧЕТЫРЕХ свидетелей случившегося – врача, богослова, тайного агента разведки и антиквара. Здесь каждый автор дополняет выводы других – и опровергает их. Кто прав? Один из четверых – или все ЧЕТВЕРО?

Возвращаемся в старую-добрую Англию (и к милым моему сердцу аглицким детективам). Йен Пирс британский искусствовед, писатель и журналист, перу которого принадлежит десяток известных "искусствоведческих детективов". Однако подлинную международную известность ему принёс именно "Перст указующий" - исторический "роман-расследование", переведённый на восемнадцать языков и ставший бестселлером не только в Европе, но и в традиционно "консервативной" к британской прозе Америке.
Роман действительно интересный. Четыре его части успешно демонстрируют четыре детективных ипостаси -
Первая, ведущаяся от лица молодого итальянца, купеческого сына интересующегося науками, балующегося медициной и (первым в истории!) использующего метод переливания крови. Это детектив практический, со сбором улик и криминалистической экспертизой средствами 17века.
Вторая - от лица студента-богослова, пытающегося обелить имя обвиненного в предательстве отца, маскируется под детектив мистический, хотя понятно, что у героя банально едет крыша.
Третья - от лица бывшего тайного агента, графолога и дешифровальщика, детектив чистой воды конспирологический.
И наконец четвертая - от лица книготорговца, наконец расскажет, что же было на самом деле и кто же убил Лору Палмер доктора Грова. и, чтобы жизнь медом не казалась, снова добавит мистики (но уже без последующего разоблачения).
Приятными плюшками стали включения в роман реальных исторических персонажей (о чем подробно рассказывается в послесловии) - настоящих Роберта Бойля и Ричарда Лоуэра, Джона Локка, будущего епископа Томаса Кена, Джона Турлоу, изобретателя Сэмюэля Морленда.
И все было бы прекрасно, если бы не было так длинно. Долгие тягостные рассуждения персонажей (не хочется называть их героями, все они, м.б. за исключением молодого венецианца (но и он, как потом выясняется не так прост) исключительно неприятные) стилизованные под старинную манеру изложения, окончательно утомили нетерпеливую Ириску, ценящую в детективах если не любовь, то хоть какую-никакую, но динамику.
В сухом остатке - оригинальное исполнение, много любопытных исторических фактов. Довольна, что прочитала, рада, что смогла дочитать до конца (признаюсь, что некоторые особо длинные пассажи просматривала, ибо мочи нет!), автору спасибо. может быть потом почитаю что-то и из искуствоведческих детективов Иена Пирса.

39. Книга, в названии которой есть имя
А теперь перенесемся в Новый Свет и ненадолго вернемся к Стивену нашему Кингу.
Стивен Кинг Мистер Мерседес
Восемь убитых и пятнадцать раненых на счету бесследно исчезнувшего убийцы, протаранившего на «мерседесе» ни в чем не повинных людей… Стивен Кинг написал триллер, который заставит вас в ужасе оглядываться на каждый проезжающий мимо «мерседес» и совершенно по-другому смотреть на людей, с которыми вы сталкиваетесь каждый день...
Смело признаюсь, боязливая Ириска и раньше не без ужаса оглядывалась на проезжающие мимо Мерседесы (а также Лексусы, БМВ и всякие прочие Тойоты). Увы, практически дня не проходит без новостей об очередной иномарке, выехавшей на тротуар или автобусную остановку.
Роман же скорее разочаровал, чем ужаснул. Вместо знаменитого Кинговского очарования "жестоких чудес", фирменного его стиля "страшно-немного-противно-не-оторваться" "Мистер Мерседес" обыкновенный полицейский триллер про маньяка. В отличие от трех предыдущих книг этого поста он более динамичный, но это и единственное его достоинство.


* * *
* * *
[User Picture]
On Июнь, 28, 2016 11:49 (UTC), galagan_e commented:
Насчет "Тени ветра" в целом соглашусь, но лично мне она все-таки больше понравилась, чем "тринадцатая сказка", и на том, как говорится, спасибо... Про "страсти роковые" - это, видимо, черта жанра, все эти истории с семейными тайнами (обычно это какое-нибудь насилие или инцест), где как-то все так пафосно и надрывно рассказывается, что внутри просыпается "не верю!"
Но местами цветистый слог Сафона все-таки хорош, и всяческая мистика красиво сделана, и юмор есть.
"Фламандскую доску" Переса-Реверте я тоже читала, и впечатление было хорошее, но это тот случай, когда прошло полгода - и я ужасно смутно помню, про что там было вообще. (Да, склероз - прекрасная болезнь!)
В читалке есть еще скачанные книги Переса-Реверте. но не факт, что доберусь до них.
[User Picture]
On Июнь, 29, 2016 09:26 (UTC), iriska_spb replied:
у Переса Реверте я еще читала "Кожу для барабана", давно, но помню, что тоже нравилось, хотя "Фламандская доска" больше. сейчас прочитала "Тайный меридиан" и совсем разочаровалась - или автор исписался, или просто книга не самая удачная, или изменились мои вкусы ;о(

В сравнении "Тени ветра" с "Тринадцатой сказкой" я бы отдала предпочтение последней. или англосаксоннская ментальность мне ближе, или женский взгляд - не знаю. но от Сказки я получила примерно то, что и ожидала, "Тень ветра" больше разочаровала. вплетение мистической готики в реалии гражданской войны и тоталитаризма мне показались неорганичными (да и война и террор страшны сами по себе, без мистики, а тут еще автор все сводит к одной зловещей фигуре - после того, как Фумеро убили, жизнь стала налаживаться ;о) хотя мне до сих пор непонятно, почему его не убили раньше, превентивно, было же ясно, что злодей!))

[User Picture]
On Июнь, 29, 2016 09:41 (UTC), galagan_e replied:
Ну, мне кажется, у нас вкусы не слишком совпадающие (но все-таки чуток резонируют!), мне в обеих книгах откровенно надуманными и не вызывающими настоящего сострадания казались в первую очередь страсти-мордасти любовные, именно накал этот искусственный, ненастоящесть. А вот атмосфЭра мне у Сафрона понравилась больше в разы.
Кейт Мортон я уже советовала, да? Еще из той же серии Джон Харвуд ("Тень автора", "Тайна замка Роскфорд-Холл"). Читается очень увлекательно, хотя у автора есть не очень хорошая для детективщиков привычка некоторые тайны оставлять неразгаданными (я люблю такой ход, но это то случай, когда он мне не понравился).
[User Picture]
On Июнь, 29, 2016 09:59 (UTC), iriska_spb replied:
да, Кейт Мортон я уже скачала, спасибо!
Джона Харвуда мне кто-то еще раньше советовал, сейчас нашла в папочке "Почитать" три его романа. слитые финалы (и неразгаданные тайны) в детективах я не люблю, но если история действительно интересная - прощаю ;о)
так у любимой моей Виктории Платовой - увлекательные истории, завораживающий язык и... дурные скомканные финалы. сначала это раздражало, потом ничего, привыкла ;о) - не жду ничего от финала, а просто наслаждаюсь процессом ;о)
[User Picture]
On Июнь, 29, 2016 10:03 (UTC), galagan_e replied:
Я люблю открытые, загадочные финалы, но не в детективах детективичах, где все внимание приковано именно к разгадке вопроса "кто и как убил?" При этом меня пугает мысль, что, может, умному достаточно той инфы, которую автор дал в книге, а я что-то пропустила, не уловила, и вообще "сама дура".
[User Picture]
On Июнь, 29, 2016 11:54 (UTC), iriska_spb replied:
Когда автор умнее меня, я это допускаю и не обижаюсь ;о). зато когда умничает, "свою образованность хочут показать и потому говорят о непонятном" - раздражает.

юзерпик - замечательный!
* * *

Previous Entry · Оставить комментарий · Поделиться · Next Entry