В поисках достаточно старого, проверенного временем, но еще несмотренного вестерна Ириска обнаружила, что не смотрела ни "Великолепную семерку" ни ее великолепного предшественника "Семь самураев" великого Акиры Куросавы. С свое оправдание могу только вспомнить шедевры мастера - "Расёмон", киноадаптацию романа Достоевского "Идиот" (лучшую, на мой взгляд, из экранизаций, с действием, перенесенным в Японию наших дней и с прекрасным Рогожиным - Тосиро Мифуне), "Телохранителя"... которые еще с мамой смотрели в Кинематографе в Д.К. Кирова.
а, т.к. фильм оказался продолжительностью 03:26:58, то прямым ходом попал в
22. Фильм длиннее 2,5 часов
Семь самураев (Shichinin no samurai)
(яп. 七人の侍 ситинин но самурай, 1954) — японский художественный фильм, классическая философская драма Акиры Куросавы. В ролях: Тосиро Мифунэ, Такаси Симура, Кейко Тсушима, Юкико Шимазаки, Каматари Фудживара, Дайсукэ Като, Исао Кимура, Миноту Чиаки, Сейджи Мивагучи, Йошио Косуги
Япония. XVI век. В стране полыхает гражданская война, повсюду орудуют банды разбойников и мародеров. Крестьяне, разоренные и доведенные до отчаянья разбойниками, нанимают семерых самураев, чтобы защитить свой урожай.
Прекрасный фильм, по праву входящий в списки высочайших достижений киноискусства. Несмотря на внушительный хронометраж, смотрится на одном дыхании. Первая полуторачасовая часть неспешно вводит в сюжет - набеги бандитов, ожидание следующего набега, поиски защитников-самураев, готовых работать за еду (а больше у крестьян ничего нет) и знакомит нас с героями - безработными самураями -ронинами и примкнувшим к ним бродягой -весельчаком (еще одна прекрасная роль Тосиро Мифуне - любимого актера Куросавы). Вторая часть закручивает сюжет - строительство укрепсооружений и начальная военная подготовка в попытках сделать из забитых беспомощных крестьян людей, способных держать оружие, а затем собственно тот самый, ожидаемый, набег бандитов и вооруженное противостояние. Чем все кончилось, думаю, всем известно.
Фильм прекрасный, можно его смотреть как увлекательный боевик "big great movie" (известно, что Акира Куросава очень хотел попробовать себя в популярном в Японии жанре «дзидайгэки» (историческом фильме о боевых приключениях самураев), причем сделать его одновременно и глубоким по смыслу, и увлекательным по форме), можно как философскую притчу - с финалом, в котором оставшиеся в живых самураи стоят у курганов с могилами погибших, а крестьяне, возделывая огород, продолжают жизнь. Куросава, противопоставляя "крестьянин - самурай" и "жизнь - смерть", выбирает первое. Мастеру виднее.
а что бедному самураю остается ... Честь самурая и светлая память (с).
16. Вестерн
Великолепная семерка (The Magnificent Seven)
Аамериканский художественный фильм, классический вестерн Джона Стерджеса, адаптация философской драмы Акиры Куросавы "Семь самураев". В ролях: Юл Бриннер, Стив МакКуин, Чарльз Бронсон, Роберт Вон, Хорст Буххольц, Джеймс Коберн, Брэд Декстер, Эли Уоллах, Росенда Монтерос.
В маленькой деревушке крестьяне годами страдают от бесчинств местных бандитов. Их главарь Калвера держит в страхе всю округу, мучая ее жителей постоянными поборами и наказаниями. И однажды крестьяне решают нанять себе защитников — семерых вооруженных всадников во главе с бритоголовым Крисом.
Фильм вышел на экраны в США 23 октября 1960 года. В СССР в начале 1960-х годов фильм вышел на экраны кинотеатров с советским дубляжем. А затем, волевым решением партии и правительства был признан идеологически вредным и запрещен к показу. Но, поскольку в России суровость законов несколько смягчается необязательностью их исполнения, кино на свой страх и риск (и выполнения плана ради) в кинотеатрах все же крутили. особенно в пасхальную ночь, дабы... (все, рожденные в СССР, меня понимают ;о)
Поэтому Ириска в эту самую ночь устроила себе Праздник Непослушания и (вместо транслируемых по всем каналам ТВ обязательных богослужений) это кино и посмотрела.
Адаптация получилась вполне адекватная, за исключением того, что действие перенесено в мексиканскую деревушку (или деревушки в США не очень распостранены или, скорее, ментальность американского фермера другая - тот скорее сам возьмет ружье и защитит свою землю), но основной сюжет почти покадрово повторяет оригинал, только покороче, динамичные американцы уложились в 02:08:06. Отличие же в том, что, во-первых, японский самурай (пусть, даже и ронин, как у Куросавы) по социальной иерархии на порядок выше крестьянина, американская семерка - просто авантюристы и перекати-поле, в отличие от своих мексиканских нанимателей, владельцев какой-никакой но собственности и земли. Поэтому разный бэкграунд (как говорят теперь ;о) должен бы менять и мотивации. Потому и финальный месседж (!), понятный и органичный в "Семи самураях" здесь, мягко говоря, странен - сожаления о бессмысленности жизни и смерти, Семерка сделала свое дело -семерка может уходить... (Кровожадная Ириска считает, что вор должен сидеть в тюрьме, а бандит должен быть убит!)

