Я люблю старый добрый классический детектив – Агату Кристи, очень люблю Рекса Стаута, Дика Френсиса, Гарднера Эрла Стенли (Перри Мейсон у него «зверюга адвокат» (с)), Иоанну Хмелевскую – они в рекомендациях не нуждаются.
Классический английский детектив а-ля леди Агата писали английские дамы - Дороти Сейерс, Найо Марш, Джозефина Тей (у нее еще есть не совсем детектив, но прекрасный роман «Дочь времени» - я его всем советую во время всех дискуссий типа «не так все это было! совсем не так!»).
Очень нежные исторические детективы у Эллис Питерс, «Хроники брата Кадфаэля» серия про средневекового монаха, расследующего преступления. У меня есть все 22 очаровательных томика (дизайн и обложки первых книг серии делал сын маминой подруги!)
Прекрасные детективы у Джоржетты Хейер, они, кроме того что полны юмора, занимательны, еще и очень качественно сделаны, без натяжек и немотивированных появлений садовников, внезапно оказывающихся убийцами. Увы, издавал их Фантом-Пресс, обложки у них страшненькие, но переводы не так ужасны, как ее регентских романов у Центрполиграфа (что уже не просто ужас, а ужас-ужас и кромешный кошмар). Т.е. регентские ее романы диво как хороши (такая несколько облегченная Джейн Остин, Остин-лайт), но переводы … разве что развивают фантазию «а что же на самом деле написал автор?» И обложки таковы, что брезгливому человеку в руки взять противно.
К сожалению не могу того же сказать про знаменитую Филлис Дороти Джеймс, хотя она и считается ныне королевой английского детектива. Те несколько прочитанных мною книг оставили тяжелое, неприятное ощущение. Хотя «Смерть приходит в Пемберли» все же надо бы прочитать, ну, вы понимаете ;о).
Как и Элизабет Джордж – тоже тяжелое и неприятное послевкусие, несмотря на наличие инспектора Линли, инспектора Скотланд-Ярда и восьмого графа Ашертона. Надо бы посмотреть сериал (может быть Чапаев выплывет?)
И Кейт Аткинсон с «Преступлениями прошлого» и частным детективом Джексоном Броуди, прочитала все четыре книжки в смутных надеждах на что-то, но думаю на этом и остановиться.
Зато недавно случайно открыла Энн Грейнджер с серией детективов про Мередит Митчелл и Алана Маркби, неплохие детективы из жизни английской глубинки, плавно перетекающие в любовный роман. У нее же есть парочка ретро-детективов из жизни 19-го века и парочка из жизни современной городской.
Из американских дам – для любителей кошек Лилиан Браун с серией «Кот, который…», для любителей собак, Сюзан Конант «Пес, который…».
И наконец
Друзья, если старый добрый аглицкий (или какой другой, но по возможности без ужасов и депрессухи, после которых хочется то ли удавиться самой, то ли убить автора, что не есть хорошо!) детектив вам близок и дорог – делитесь наводками и впечатлениями!
UPD ( избранные места из переписки с друзьями или дополнение списка от
Разумеется, я тоже больше люблю дам - началось в детстве с А.Кристи, разумеется, но Дороти Сэйерс как-то тоньше, а Дж. Тэй ... серьезнее, что ли, основательнее, в ее героях есть жизнь, а не только повод для игры ума. (Хотя мисс Марпл остается моей вечной любовью, тем более что старость надвигается...) Эллис Питерс после какой-то по счету повести начала писать явно под телесериал :-( Найо Марш еще не читала, но многие советуют, ставлю в список. Энн Грэнджер не читала тоже - поищу, где можно качнуть на английском. Дик Фрэнсис - тема не моя, читаю с удовольствием, но без фанатизьма.
А как Вам ПиДи Джеймс? (Филис Дороти которая)? Тоже knighted. Детективы начала писать, чтоб содержать семью - мужу, военному инвалиду, не давали пенсию, ибо псих. расстройство не считалось инвалидностью, а детей было трое. Она потяжеловеснее Агаты, но мне понравилась.
А Элизабет Джордж? Американка, влюбившаяся в Англию. Конечно, у ее инспектора Линли торчат длиннющие уши лорда Питера Уимзи, плюс последние вещи скатываются в дамско-романтическое, но все равно она читабельна весьма.
И - не дама, но мне понравился очень! - эдвардианский пост-холмсовец, Ричард Остин Фримен. Его детектив - эксперт-криминалист, в отличие от Холмса, должен отстаивать свои выводы в суде, так что надо не только блеснуть умом и вычислить преступника, но и найти безошибочно убедительные доказательства.
И ещё Сирил Хэйр (Hare), автор "Чисто английского убийства", так популярного в Союзе из-за телефильма. Он написал немного, но хорошо; он из судейских, у него почти все убийства - чисто английские (связаны с какими-нить причудами англ. законов).
А сейчас в штатах завелся лит. проект под именем Чарльз Тодд - он (скорее они) пишет ретро-детективы под Англию 20х годов, и стилизовано оно совсем неплохо. Видна большая работа с материалом (лексическим и историческим). Правда, с вне-английским материалом там явно не работали, ибо в одной из вещей старая дама - собирательница экзотики - в 1916 хвастается "самоваром из Ленинграда". (это не ляп перевода - это оригинал).