Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем!
(это эпиграф)
Ал. Блок (тот самый, а не Александр Б. с Территории Голованов, когда, помните, «Народ Голованов никогда не даст убежища Льву Абалкину»…)
Если я правильно поняла, граничными условиями флешмоба являются десять книг, сильно повлиявших на меня между семью и четырнадцатью годами.
И это хорошо, потому что до семи лет читать я не умела, а что рассказывали мне ночь – просто не помню. А с семи лет я жила у бабушки в деревне (ну, не совсем в деревне – в дачном поселке в 20км от Ленинграда, зато у нас была настоящая деревенская начальная школа, где на четыре класса было три учительницы. Нашему классу повезло - во-первых, у нас была целая учительница, а во-вторых она была директором школы и каждый месяц 25-го ездила в район за зарплатой для персонала и мы не учились!)
А долгими зимними вечерами мы с бабушкой читали книги! (у нас вообще была читающая семья - бабушка моя была библиотекарь на пенсии, мама филолог – русский и литература, а папа и дедушка хоть и инженеры, но сочувствующие ;о)
Читали мы с бабушкой Тургенева и Гончарова, Чехова и Пушкина, и мне было интересно, по крайней мере интереснее, чем специальные детские книжки, которые привозила мама – помню, «Волшебник Изумрудного города», «Буратино», «Старик Хоттабыч», «Приключения Карика и Вали»… Не то, что не нравились, но как-то не захватывало. И еще, мне не было интересно про детей - мама привозила «Историю Козетты» (там, где Жан Вальжан дарит ей куклу – про Отверженных я еще вспомню) и «Оливера Твиста», сильно удручившего меня описанием ужасов лондонского дна. Не удержусь и позволю себе маленькую цитату из эссе Лоис МакМастер Буджолд, услады моего сердца! «… но не вся же беллетристика должна быть касторкой…Если бы Джорджетта Хейер давала общую картину жизни тогдашнего общества, мы, читатели, погрязли бы в социальных проблемах 1814 года. Обращая внимание на этот ужасный фон, мы не могли бы с чистой совестью отдаваться бездумной радости прогулок по модным лавкам…»
Потом все же Диккенс стал одним из моих любимых писателей, но это уже потом.
А пока первые четыре класса, проведенные с бабушкой в деревне, прошли как сказка. А если про книги… по крайней мере на ассоциативные тесты я с тех пор твердо отвечаю: Фрукт – яблоко!
Поэт – Пушкин!!!
В пятом классе я училась уже в городе и в моем распоряжении была вся немаленькая родительская библиотека и возможность свободного выбора. Мама, конечно, пыталась руководить моим чтением, но она работала, а у меня было больше свободного времени! (я уже рассказывала Андрею Черткову, как вместо предложенного мамой "Доисторического мальчика" (или это была "Битва за огонь"?) я тайком читала "Тиля Уленшпигеля". Я даже умудрилась прочитать почти полные собрания сочинений Шекспира и Шиллера, сказалась, наверно, детская любовь к «взрослому» чтению.
А пока – открытия! Три мушкетера! Граф Монте-Кристо! Айвенго! Таинственный остров! У Стивенсона я больше любила "Черную стрелу" чем "Остров сокровищ" (флибустьерскую романтику полюбила уже после, после "Капитана Блада"), а больше всего все же «Приключения принца Флоризеля».
Самое же сильное впечатление тогда произвели (ни за что не догадаетесь!) – "Отверженные"! Как я любила эту книжку! Перечитывала ее несколько раз с начала до конца, потом с конца до начала и пару раз по диагонали. Чем захватывала она меня? Не знаю. Может быть революционной романтикой? Сейчас уже и не помню, давно это было. И, конечно же, «Овод»! (это к вопросу о революционной романтике!), и какая же девочка не рыдала, читая последние страницы - только та, у которой нет сердца! Грина любила очень, и не только Алые паруса. Вот такая была романтическая девочка.
И Диккенсу настал свой черед – наконец-то «Лавка древностей», «Большие надежды», «Холодный дом», очень-очень любимый, многократно перечитываемый «Наш общий друг»!
Теперь потихонечку спускаемся с вершин Высокой литературы к «так сказать низким жанрам»- детективы в доме были, и хорошие. Шерлок Холмс и все-все-все в 8-митомнике приложения к Огоньку, Честертон, Сименон. Стаут , Гарднер и леди Агата попадались случайно, иногда в журналах. Это были те самые «старые добрые времена» (тм) когда книжек было просто не купить, их доставали чудом, делились, давали почитать. (поэтому и к нынешним пиратам у меня отношение двойственное – возможность спокойно купить книжку в магазине для меня до сих пор сродни чуду и сбыче мечт, но и дать свою книжку почитать друзьям в порядке вещей). Про Гарднера я вообще узнала только в ПНС («Гарднера дам почитать, вы ведь читаете по-аглицки? Перри Мейсон у него там зверюга адвокат!»). Потом, позже, уже из «Хромой судьбы» узнала про Дэшила Хэммета.
И так вот (ненавязчиво!) переходим к фантастике. Первой настоящей фантастической книжкой была «Голова профессора Доуэля», (она оставила сильное и тягостное впечатления), потом «Магелланово облако» - уже лучше и с тех пор «про роботов и ракеты» мне читать интереснее, чем про злобных профессоров со страстью к владычеству над миром (а также, позже, буду не очень любить про принцесс и колдунов). Стругацких полюбила сразу и безоговорочно, начиная с «Шести спичек» и «Страны багровых туч». А «Понедельник начинается в субботу» боюсь одна из тех книг, действительно изменивших мою жизнь – тогда меня действительно увлекла идея, что работать интереснее, чем отдыхать, да и профессию я выбирала с оглядкой на НИИЧАВО. И (так уж мне повезло в жизни!) никогда в этом не разочаровалась!
К остальной нашей фантастике относилась спокойнее, не любила «Туманность Андромеды» (хотя «Кор серпентис» нравился очень), нравились Снегов и Варшавский, и Савченко, да, Открытие себя! Но это уже немного позже. Очень нравился Анчаров «Сода-солнце» из альманаха НФ. Сильнейшее впечатление произвела Алла Ларионова «Леопард с вершины Килиманджаро», какое-то время я просто бредила этой книгой.
Из Зарубежной фантастики однозначно «Солярис» и «Заповедник гоблинов», Азимов с его роботами, Брэдбери пожалуй что нет, «451 градус» не любила, «Марсианские хроники» тягостны были, пожалуй что «Вино из одуванчиков» - его любила очень. но тут трудно отделить детские впечатления от позднейших – что-то читалось в школе, что-то позже, давно это было…
Могу только точно вспомнить лето между девятым и десятым классом – это было лето Трех Книг!
Книга номер раз: «Мастер и Маргарита» Булгакова, журнальный вариант из журнала «Москва» - мама чудом купила первый номер (народ еще не совсем был в курсе) и оперативно выписала журнал на весь следующий год!
Книга номер два: «Ловушка для Золушки» Себастьяна Жапризо – тоже из журнала, теперь уже не помню какого, я даже не думала, что могут быть такие детективы! Это все же лучший детектив Жапризо, уже потом, позже, были «Дама в автомобиле» и «Убийственное лето» , тоже прекрасные, но после «Ловушки для Золушки» уже как-то не так.
И Книга номер три: Агата Кристи, тут память мне, увы, изменяет. Тоже были журнальные вырезки, скорее всего «Загадка ЭндХауза».
И наконец! Хронологический Список!
Книги, произведшие самое сильное впечатление на юную питерскую Ириску!
1. Пушкин – наше все!
2. Гюго «Отверженные»
3. Стивенсон «Приключения принца Флоризеля»
4. Диккенс «Наш общий друг»
5. Сабатини «Одиссея капитана Блада»
6. Честертон «Истории отца Брауна»
7. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»
8. Анчаров «Сода-солнце»
9. Ларионова «Леопард с вершины Килиманджаро»
10. Саймак «Заповедник гоблинов»
11. Булгаков «Мастер и Маргарита»
12. Жапризо «Ловушка для Золушки»
Я не знаю, изменили ли эти книжки мою жизнь, только ничто не проходит бесследно.