это ЖЖ неспроста, Большая черепаха, Первый кит
Не с Лоис Буджолд все это началось и не ею все закончится, но... (с)
История первая.
Мое начало Лоис МакМастер Буджолд до сих пор удивительно для меня самой. Фантастику люблю и читаю с детства, выросла на НФ "про ракету", жизнь мою определила НФ-фэнтези ПНС,
но многотомные эпопеи и бесконечно-длинные семейные саги не любила и даже не пыталась читать, а сериалы мой организм просто не принимал, и, видя в книжных тома "Саги о Форкосиганах", проходила мимо, пока...
Как много всего в нашей жизни происходит неожиданно вдруг...
В один прекрасный день осени 96г равнодушная к фантастике сотрудница (та самая, давшая мне почитать тот самый трехтомник Джейн Остин) попросила порекомендовать что-нибудь фантастическое для дочери, живущей за границей и оторванной от нашей книжной жизни. В те времена, в середине 90-х (после того, как схлынул вал чудовищно переведенной фантастики 80-х) в хороших переводах были изданы "Гиперионы" Дэна Симмонса, "Игра Эндера" Орсона Скотт Карда, "Нейромант" Уильяма Гибсона... Я подумала, почитала критику (спасибо журналу "Если", в те времена там печатали и публицистику, и аналитические обзоры, и анонсы новинок), составила приблизительный список, ну и "что-нибудь из Буджолд, ее хвалят"...
После чего, будучи человеком добросовестным, решила, что надо бы и самой почитать, что посоветовала. На пробу купила "Танец отражений", хотя и странно было выбрать книгу из середины цикла, но потом поняла, что поступила правильно - все книги, хотя и составляют одну Большую сагу, сюжетно независимы и связаны только основными персонажами (к тому же в каждом томе приводилась Краткая хронология).
Если во всех остальных книгах цикла Майлз - основная движущая сила сюжета, персонаж, вокруг которого вселенная вертится со страшной силой (вам кажется кажется, что Майлза тут нет - а он есть!), то "Танец отражений" - книга Марка, придирчивый, жадный и страстный взгляд Марка на Майлза и всю Вселенную Форкосиганов. И тут потрясенная Ириска поняла, что это мой мир, моя Вселенная и мне просто необходимо Майлза и побольше, побольше... (даром что в "Танце отражений" при одном о нем воспоминании у всех причастных загорались глаза...)
Мне повезло еще и в том, что в том издании "Танца отражений" (от "Координат чудес") в послесловии была интереснейшая статья Сергея Переслегина (из которой я позаимствовала эпиграф) "Некоторые комментарии к безупречности планов" Взгляд военного историка на вселенную Буджолд. [ Spoiler (click to open)]Серия книг Л.М.Буджолд и прежде всего дилогия Ученик воина и Игра Форов в Санкт-Петербургском Клубе статегических ролевых игр читались, обсуждались, цитировались. В космических приключениях Майлза Форкосигана и его родителей мы искали "философский камень" - рецепт абсолютной военной победы (с). Несмотря на то, что вместо пулеметов используются нейробластеры и плазменные ружья, цикл романов о Майлзе Форкосигане относится к военной прозе, поэтому в статье рассматриваются Социология вселенной Л.Буджолд, Геометрия (стратегия П-В-переходов), Логика (пространство решений), Этика (пространство ответственности) и Организация войны (уставы и финансы).
После "Танца отражений", вытянув из середины цикла "Границы бесконечности", поняла, что не ошиблась в своем выборе (с), а после "Осколков чести" подмела все, до чего смогла дотянуться, сначала в книжном киоске на работе, а потом в Крупе, собрала загребущими ручками (да, Ириска познала все прелести наркотической ломки!) все изданное на тот момент. все кроме "Игры форов", с ней мне катастрофически не везло, уже вышла "Цетаганда", а потом и "Память", "Игры форов" было нигде не найти.
А когда нашла – 25 апреля 1998г стал одним из счастливейших дней, о котором счастливая Ириска даже написала пост Про счастье.
Если выбирать любимую книгу, то выбор еще сложнее, чем с Джейн Остин - если ДО написала только шесть великих романов, то ЛМБ на данный момент уже целых шестнадцать, и как бы не относиться к "Джентльмену Джоулу и Красной королеве" (к ним у меня есть ряд вопросов, которые я пыталась обсудить в

а так, для Ириски, самый-самый роман: "Танец отражений" - самый первый, "Память" - самый лучший, "Осколки чести" - самый любимый. и "Гражданская кампания" - потому что...
Обложки в "Координатах чудес" ужасные, увы, художник А. Дубовик так видит... (к счастью, у меня на полке книжки стоят вперед корешками), только с 2020 года появилось новое издание серии с приличными обложками Е. Фереза.
И это очень обидно, потому что Лоис МакМастер Буджолд не только моя прихоть, радость и отрада, а еще и гордость всего мирового НФ-сообщества, пятикратный лауреат Хьюго ("Барраяр", "Игра форов", "Границы бесконечности", "Танец отражений", "Паладин душ"), Ньюболы ("Свободное падение") и золотых дублей ("Границы бесконечности", "Паладин душ"), Хьюго-2017 за Барраярский цикл (второй раз с 1966года, после Айзека Азимова, впервые получившего Хьюго-66 за цикл "Академия" как Лучший фантастический сериал всех времен) и звание Грандмастера на Небьюле-2019.
Я же несколько лет в своем увлечении ЛМБ я сама себе напоминала дворецкого из "Лунного камня" Уилки Коллинза с "Робинзоном Крузо", к которому он обращался в минуты сомнений и тревог, каждый раз находя нужную случаю цитату - так и я часто ловила себя на "а как бы в этом случае поступил Эйрел Форкосиган" или "а что бы сказала Корделия Форкосиган-Нейсмит" или "какой бы выход нашел Майлз...
И до сих пор нет-нет да и цитирую в своих постах приходящиеся к теме отрывки из эссе "Цепь из самоценных звеньев" (опубликованного в качестве послесловия к роману "Цетаганда")
из которого с радостью узнала, что мы с ЛМБ любим одни и те же книги
История вторая.
[ Spoiler (click to open)]Что до Джорджетты Хейер, то я ее давняя поклонница. Во всем цикле есть немножко от нее, этакая милая моему сердцу атмосфера высшего света. В своем первоначальном воплощении (которое было страниц на сто длиннее опубликованного варианта) "Осколки чести" гораздо больше походили на дамский роман "а-ля готика" или "а-ля регентство". Там были почти пародийные моменты, например, сцены, где, героиня покупала себе одежду, - увы, оставшиеся за бортом окончательной версии. Атмосфера цикла позволяет мне подобные проказы. Я по несколько раз читала все "регентские" романы Джорджетты Хейер. Это истории, от которых не больно. Это вам не книги, на обложки которых просится гриф "по-прочтении-вскрыть-вены". Есть громогласный слой литераторов, считающих, что литература обязана лечить - читайте книги, ибо они полезны. Это законно существующий субжанр, и я вовсе не призываю его запретить, но не вся же беллетристика должна быть касторкой. Десерт тоже не помешает. Меня не тянет писать книги, которые объясняют людям, что делать. Я не предлагаю решений социальных проблем. Если бы Джорджетта Хейер давала общую картину жизни тогдашнего общества, мы, читатели, погрязли бы в социальных проблемах 1814 года. Обращая внимание на этот ужасный фон, мы не могли бы с чистой совестью отдаваться бездумной радости прогулок по модным лавкам.(с)"Цепь из самоценных звеньев"
О том, что мир полон удивительных совпадений - та самая сотрудница, которая давала мне почитать трехтомник Джейн Остин и дочке которой я сосватала Лоис Буджолд, на мою просьбу посоветовать что-то из "любовно-сентиментального" (в те годы жанр только-только заполонил прилавки, мне было интересно, но не знала, с чего начать) посоветовала начать с Джорджетты Хейер и дала почитать "Муслин с веточками".
После "Муслина с веточками" и "Пудры и мушки" Джорджетту Хейер (несколько облегченную Джейн Остин, такую "Джейн Остин-лайт") я тоже полюбила нежно, покупая все, до чего могла дотянуться и с удовольствием перечитывая (несмотря на оставляющие желать лучшего переводы и чудовищные обложки, которые брезгливый читатель в руки бы не взял). И так, в который раз перечитывая и Буджолд, и Хейер, не могла не заметить, насколько Форкосигановский цикл вышел не только из Питера Уимси Дороти Сейерс и "Мичмана Хорнблауера"
[ Spoiler (click to open)]...Я писала "Цетаганду" как развлекаловку, но есть в ней кой-какие странные моменты. Это скорее очерк, чем психологический роман. Характеры Майлза и Айвена не претерпевают глубинных изменений, но, безусловно, путешествие для обоих оказалось уроком, а мы вместе с ними знакомимся с весьма необычным обществом. Это что-то типа комедии нравов, межжанровый гибрид, родственный Питеру Уимси и Джорджетте Хейер. Любители раскладывать все по полочкам ужаснулись бы, но у меня почему-то проходят штучки типа: "Давай соединим Джорджетту Хейер и мичмана Горацио Хорнблауэра в одной книжке и поглядим, что выйдет" (с)"Цепь из самоценных звеньев" .
Для меня очевидны переклички (не плагиат, а легкое касание - влияние одной талантливой женщины на другую) - сцены в "Барраяре", когда Корделия с маленьким Грегором прячутся в пещерах и бегство (а особенно сидение на дереве ;о) короля Карла II в "Бегстве короля", начало "Кольца-талисмана" с умирающим старым Сильвестром, девятым бароном Лавенхэмом, и конец "Осколков чести" с навязывающим Эйрелу свою волю умирающим императором Эзаром. А еще есть у меня подозрение, переходящее в уверенность - не стала ли предприимчивая героиня "Муслина в веточках" одним из прообразов Майлза Форкосигана-Нейсмита...
Я даже хотела обсудить тему "Влияние регентских романов Джорджетт Хейер на Форкосигановский цикл Лоис Буджолд" на ЛМБ форуме на Лавке миров, но, к сожалению, форум умер, а сообщество

История третья.
Как только у меня появился компьютер и интернет (мой интернет начинался с диалап модема на спаренном телефоне и во всемирной паутине не все было мне доступно), я сразу поискала мою радость и нашла форум ЛМБ на Лавке миров, где познакомилась и подружилась с
и вот так, друзья мои, благодаря Лоис МакМастер Буджолд, ЛМБ форуму и другу
И еще одна прекрасная история (там же, Про счастье)
Еще один из счастливых дней моей жизни был 29 сентября 2000г.
В этот прекрасный день мама посоветовала мне, загруженной работой и замотанной огородом, немного развеяться и съездить в Крупу (Книжную ярмарку в ДК Крупской, тогда не было электронной читалки со всем миром в кармане и несколько раз год я ездила в Крупу за бумбуками, там и выбор был, и можно было сэкономить, выходило "четвертая книга - в подарок")
и (не иначе как в этот день сошлись звезды) приехавшая в Петербург на Странник-2000 Лоис МакМастер Буджолд именно в этот день и именно в Крупе общалась с читателями и раздавала автографы. И в этот день Ириска не повторила ошибки с Б.Н. Стругацким, а сказала (скорее попыталась сказать на своем ужасном английском - читаю я свободно, но, увы, почти не говорю) как близки и дороги мне ее книги и (та-там!) получила автограф на «Гражданской кампании»!!!
Про третьего кита Литературного Мироздания я расскажу в следующем посте, но это будет уже совсем другая история.