Ириска питерская (iriska_spb) wrote,
Ириска питерская
iriska_spb

Category:

Просто отпуск. "История монахини" и еще всякое разное

Внезапно оказалось, что у моего возлюбленного от прошлых отпусков остались неиспользованные дни, которые надо было отгулять до конца года, и в конце сентября мы снова уехали на дачу. Хотя природа и погода продолжали радовать и удивлять (сентябрь-октябрь снова выдали несколько погодных рекордов), ночи были уже прохладные и кино мы смотрели по утрам (да-да! кто смотрит фильмы по утрам, тот поступает мудро!), пока наружная температура не повысится до комфортных +20.



три фильма с Кэрол Ломбард
Быть или не быть (To Be or Not to Be)
— антивоенная, антинацистская кинокомедия режиссера Эрнста Любича, снятая в США в 1942 году. Лента вошла в историю кинематографа как одна из лучших антивоенных и антифашистских картин.
Уже сразу после выхода картины на экран поляки обиделись, режиссера обвинили не только в полном незнании тогдашних польских оккупационных реалий, но и в том, что он посмеялся над военной трагедией и изобразил поляков на уровне геббельсовской пропаганды. Только спустя двадцать лет картина Эрнста Любича (с соответствующим комментарием Казимежа Рудского) появилась в польском прокате.
В фильме Мария произносит фразу: "Да что может случиться в самолете?". После трагической гибели актрисы в авиакатастрофе, эту фразу изъяли.
В ролях: Кэрол Ломбард, Джек Бенни, Роберт Стэк, Феликс Брессарт, Лайонел Этуилл, Стэнли Риджес, Сиг Руман, Том Дуган, Чарльз Хэлтон, Джордж Линн, Генри Виктор, Майлз Мандер, Рудольф Андерс
Действие происходит в Польше до и во время немецкой оккупации. В одном театре Варшавы работают муж и жена - Йосиф и Мария Тура. Ставят антинацистскую пьесу, но ее запрещают, и приходится играть "Гамлета". Тщеславный и ранимый Йосиф Тура играет принца датского, и в тот момент, когда он произносит знаменитый монолог "Быть или не быть" один из зрителей, молодой и красивый летчик, встает и уходит из зала...
По общей стилистике фильм напоминает наш "Подвиг разведчика". Интересный, полный неожиданных поворотов сюжет, и очень красивая Кэрол Ломбард.

В 1983 году Алан Джонсон снял ремейк фильма Любича с супругами Мелом Бруксом и Энн Бэнкрофт в главных ролях. Чтобы поляки не так обижались, ввели спасающее евреев и гомосексуалистов антифашистское подполье, а чтобы потрафить всем остальным - добавили кабаре с песнями и танцами, но все равно шедевр (ну, пусть не шедевр, но все равно очень хорошее кино) Любича превзойти не удалось.


Двадцатый век / Twentieth Century
— классическая эксцентрическая кинокомедия Говарда Хоукса, вышедшая в 1934 году, адаптация одноименной пьесы Чарльза МакАртура и Бена Хекта. В 2011 году внесена в Национальный реестр фильмов США.
В ролях: Джон Бэрримор, Кэрол Ломбард, Уолтер Коннолли, Ральф Форбс, Этьен Жирардо
Успешный режиссер и продюсер Оскар Джаффе среди актеров-новичков находит будущую звезду Бродвея Лили Гарлэнд. Эта девушка на три года становится его музой и их семейный дуэт "продюсер и актриса" возглавляет рейтинг успешных пар на театральных подмостках Нью-Йорка. Однако Лили, устав от тиранических замашек маэстро, решает порвать с ним и начать карьеру в Голливуде. Карьера удается, Лили и в Голливуде становится звездой, чего не скажешь о бедняге Оскаре - его постановки проваливаются одна за другой. После очередного провала в Чикаго Оскар вынужден, спасаясь от кредиторов, бежать в Нью-Йорк на экспрессе "Двадцатый век", в котором по игре случая оказывается и Лили Гарленд...
Кэрол Ломбард очень красивая, Джон Бэрримор излишне комикует, все несколько утомительно и старомодно.

Ничего святого / Nothing Sacred
— американская комедия режиссера Уильяма Уэллмана, 1937 год. Фильм находится в общественном достоянии в США.
В ролях: Кэрол Ломбард, Фредрик Марч, Чарльз Виннингер, Уолтер Коннолли, Сиг Руман, Фрэнк Фэй
Уолли Куку, репортеру "Morning Star" срочно нужна сенсация. Случайно узнав, что в маленьком провинциальном городке юная Хэйзел Флегг умирает от отравления радием (!), Уолли срочно отправляется туда, чтобы взять у Хэйзел Флегг интервью. Вот она, бомба! история, от которой будет рыдать вся Америка! Однако, как оказалось, Хэйзел совершенно здорова, страшный диагноз был лишь ошибкой в анализах, и путешествие в Нью-Йорк становится для девушки большим приключением, возможностью вырваться из захолустья и увидеть мир. Уолли увозит Хэйзел в Нью-Йорк, в СМИ раздувается неслыханная шумиха, и вот уже бедняжка становится национальной героиней, вся Америка любит и жалеет несчастную, рыдает и готовится проводить ее в последний путь. И тут Хэйзел понимает, что уже нельзя обмануть ожидания нации и что лучшим выходом для нее будет самоубийство... После чего черная комедия стремительно превращается в водевиль...
Эта комедия, которой нельзя не наслаждаться. Особенно хорошо сыграла в этом фильме супруга Кларка Гэйбла - Кэрол Ломбард, ее экранное присутствие отличается необычайной динамичностью. По своей пластике и юмору, заключенному в движении, она опередила время и потому кажется сегодня одной из самых "современных" актрис старого Голливуда.




Три фильма Альфреда Хичкока
Под знаком Козерога / Under Capricorn
— историческая драма Альфреда Хичкока, снятая в 1949 году по одноименному роману Хелен Симпсон.
Альфред Хичкок появляется в фильме дважды — сначала на городской площади во время парада в синем пальто и коричневой шляпе, затем на ступенях резиденции губернатора.
В ролях: Ингрид Бергман, Джозеф Коттен, Майкл Уайлдинг, Маргарет Лейтон
Австралия, колония Новый Южный Уэльс, 1831 год. Только что прибывший из Ирландии кузен губернатора Чарльз узнает, что подруга его сестры Генриетта вышла замуж за бывшего каторжника, отсидевшего срок за убийство, а ныне преуспевающего землевладельца Сэма Фласки. Чарльз нуждается в деньгах, а Сэму нужно признание в обществе, поэтому Сэм приглашает Чарльза на ужин, где Чарльз видит, что Генриетта - алкоголичка с припадками безумия, а их экономка Милли ведет себя слишком вызывающе...
"Под знаком Козерога" считается одним из самых романтичных фильмов Альфреда Хичкока. Нетипичная для мастера ужаса историческая костюмная мелодрама, содержащая лишь элементы триллера - в виде нарастающего напряжения, скелетов в шкафу и одного страшного эпизода. Ингрид Бергман играет постепенно сходящую с ума жену (как и в любимом моем "Газовом свете" и с тем же Джозефом Коттеном, только там мужем-злодеем был великолепный Шарль Буайе, Коттен и там и тут попроще).
К середине фильма вспомнила, что давным-давно, еще с мамой, смотрела его по ТВ, только почему-то помнилось, что [(осторожно, спойлер!)]Сэм погибает (может быть спасая Генриетту?), после чего Генриетта с Чарльзом возвращаются в Англию. Но все оказалось не совсем так и, благодаря склерозу причудам памяти, получила неожиданный финал.

Страх сцены / Stage Fright
— мелодраматический детектив Альфреда Хичкока, снятый в 1950 году по роману Селвина Джепсона "Бегущий человек".
Камео Хичкока - он идет по улице и оборачивается посмотреть на Джейн Уаймен.
В ролях: Джейн Уаймен (Ева Гилл), Марлен Дитрих (Шарлотта Инвуд), Майкл Уайлдинг (детектив Уилфред Смит), Ричард Тодд (Джонатан Купер).
В доме знаменитой актрисы Шарлотты Инвуд произошло убийство - жертвой стал ее муж. Все убеждены, что Джонатан Купер убил мужа своей любовницы. В его невиновность верит только тайно влюблённая в него Ева Джил, студентка Королевской академии драматических искусств. Ева решает помочь ему, а заодно вывести Шарлотту на чистую воду...
После сокрушительного провала костюмированной исторической мелодрамы "Под знаком Козерога" Альфред Хичкок решает реабилитироваться в глазах общественности и возвращается в Лондон, дабы экранизировать классический детектив в духе Агаты Кристи. Хичкоку даже пришлось преодолевать свою нелюбовь к данному жанру, который, по его мнению, «не столь уж многим отличается от разгадывания кроссвордов» (с).
Получился такой нуар-детектив с ослепительной Марлен Дитрих в роли роковой холодной хичкоковской блондинки, отличный фильм в котором есть все и ничего лишнего.

Поймать вора / To Catch a Thief
— романтический детектив Альфреда Хичкока, снятый в 1955 году по роману Дэвида Доджа. Во время съемок фильма Грейс Келли познакомилась с князем Монако Ренье III, вскоре они сыграли свадьбу и актриса объявила о завершении своей короткой кинокарьеры.
Сам Хичкок признавал фильм своей творческой неудачей, называя его "легковесной историей".
Камео Хичкока - сидит в автобусе рядом с Кэри Грантом.
В ролях: Кэри Грант, Грэйс Келли, Джесси Ройс Лэндис, Джон Уильямс, Шарль Ванель, Брижитт Обер, Жан Мартинелли , Жоржетт Ани, Джордж Адриан, Джон Алдерсон
Южная Франция взбудоражена серией дерзких ограблений, совершенных в стиле знаменитого вора по кличке Кот. Сам "Кот" - Джон Роби, бывший участник движения Сопротивления, давно завязал и мирно проживает на вилле в окрестностях Ниццы. Он понимает, что единственный способ отвести от себя подозрения - самому поймать преступника. Для этого он узнает имена самых богатых отдыхающих. Среди них американская семья - мать и дочь Стивенс, с которыми он вскоре знакомится...
Красивый Лазурный берег, красивый Кэри Грант и красивая Грейс Келли, немного погонь и потасовок, предсказуемый на третьей минуте "имитатор", минимум драйва и никакого саспенса - что еще нужно для неспешного отпускного времяпрепровождения (пока на дворе не потеплеет достаточно, чтобы пойти работать в саду)






История монахини (The Nun's Story)
— американская драма Фреда Циннеманна 1959 года, снятая по мотивам одноименного романа Кэтрин Халм с Одри Хепберн в главной роли.
В ролях: Одри Хепберн, Питер Финч, Эдит Эванс, Пегги Эшкрофт, Дин Джэггер, Милдред Даннок, Беатрис Стрэйт, Пэтришиа Коллиндж, Ева Коттхауз, Рут Уайт
В основу фильма легла подлинная история жизни бельгийской девушки Габриель ван дель Маль, дочери знаменитого хирурга, в 1927 году поступившей в религиозный орден. После послушания она приняла монашеский сан и имя сестры Люк. Начав практику в психиатрической больнице, в конце концов она едет в Конго, но вместо лечения темнокожих туземцев ее направляют в госпиталь для европейцев. Там сестра знакомится с суровым доктором Фортуна (Питер Финч), хирургом, посвятившим своему делу всю жизнь. В Африке сестра Люк провела почти 9 лет, а затем вернулась в Бельгию. А потом началась война...

Превосходно снятое кино с намеренно простой по стилю режиссурой Циннеманна. Одна из лучших ролей Одри Хепберн - великой, утонченной актрисы с глазами ангела, сияющими неземным светом. Актриса сделала все возможное, чтобы как можно правдивей сыграть свою роль. Перед съемками Хепберн специально уединилась от мира и жила в келье монастыря, исполняя при этом обряды и послушнические работы, как одна из монашек. Возможно, это был единственный фильм студии Уорнер Бразерс, в котором не было музыки во время финальных титров. Режиссер Циннеманн настоял, чтобы титры сопровождались молчанием. Помощник режиссера Пьеро Муссетта использовал 70 членов Римского Театра Оперы и Балета, чтобы поставить сцену, в которой монахини заняты в различных ритуалах. Восемь номинаций на "Оскар" в 1960 году (с)

Все так, но все же...
Очень много вопросов к сюжету, в основном связанных с мотивациями главной героини. Может быть роман, на основе которого снят фильм, и отвечает на все вопросы, не знаю, роман не читала и не осуждаю. Фильм все ответы умудрился оставить на усмотрение воображения и фантазии зрителя. Что побудило молодую, умную, талантливую и красивую девушку уйти в монастырь (как и других, не таких умных и красивых)? Желание в монастыре найти спасение от внутренних демонов, терзающих душу? или решение каких-то внутренних конфликтов (я девочка, я не хочу ничего решать, а хочу платье в монастырь)? или страх внутренней пустоты, или неуемная гордыня, иначе откуда такая почти маниакальная потребность поставить себя в самые сложные условия - не только уйти в монастырь, но и поехать лечить туземцев в Конго? (кстати, почему именно в Конго? Голландии после передела мира досталось именно Конго? и туда были квоты только для монашек? почему же там работали вполне гражданские доктора? и работа там считалась среди монашек особенно престижной, иначе почему был такой большой конкурс и строгий отбор?)
Кино, дай ответ... не дает ответа. только очаровательная Одри Хэпберн своими глазами ангела хлоп-хлоп...
И наконец (забегая вперед, не думаю, что это будет большим спойлером, кино все же не авантюрно-приключенческий триллер) что побудило сестру Люк, добившуюся исполнения желаний (да, бойтесь исполнения желаний!) в конце фильма покинуть монастырь? Что сломало постулируемое религией всепрощение? Ириска-агностик в недоумении... Сестра Люк до сих пор жила в прекрасном мире розовых пони, в котором не было ни крестовых походов, и религиозных войн, ни сожжения ведьм и всяких прочих несогласных еретиков? и в бытность в Конго простившая (потому что религия велит прощать!) фанатика, убившего другую сестру-монашку - это такая особенность религиозного всепрощения? (Сжечь ведьму! но ведь жалко... хорошо, простить, но потом сжечь! [почти по Монти Пайтону]Сжечь ведьму! Но она такая красивая... ладно, но потом сжечь!).
Вернувшись из Конго в Голландию и родной монастырь, сестра Люк лечит раненых немцев (Голландия в военных действиях не участвовала, поэтому раненые были немцами-оккупантами), тайно помогая Сопротивлению медикаментами. Что стало той последней каплей горя - невыносимость необходимости лечить раненых немцев после того, как были убиты родные? Мне не надо призывать фантазию и воображение - причина понятная и вполне достаточная. Сестра Люк, дай ответ! по-прежнему очаровательная Одри Хепберн делает печальные глаза ангела...

Совсем недавно, вспоминая "Париж, когда жара" с той же Одри Хепберн, я отвечала, что хороший актер Уильям Холден (занимающий, по мнению Американского института киноискусства, 25-е место в списке «100 величайших звезд кино») хорош в драматических ролях и не умеет комедию (другие знаменитые партнеры Одри Хэпберн - Питер ОТул, Кэри Грант, Грегори Пек, при всей своей красоте, умели, а Холден - нет) это особый дар, не случайно так ценятся и любимы "великие комики" (Ириска снова садится на своего любимого конька и вспоминает усладу своего сердца Лоис МакМастер Буджолд и ее эссе "Цепь из самоценных звеньев" Я питаю огромное уважение к комедии как к форме искусства. Мне кажется, она позволяет многое узнать о людских душах - возможно, ее уроки куда полезнее уроков трагедии.)
Одри Хепберн, при всем своем очаровании, не умеет драму. Ее великая однофамилица Кэтрин Хепберн умела (Кэтрин вообще умела все и делала это блестяще), Одри - нет. может быть ей не повезло с режиссерами (кино вообще искусство более режиссерское, чем актерское), а может быть такая ее судьба и ее великий дар просто радовать нас своим очарованием.

Tags: 2020 крылья ноги и хвосты
Subscribe

  • Ирисковые итоги 2024 года

    И этот год снова пролетел со страшным свистом, казалось, только вчера подводила итоги-2023... что тут скажешь... Главный и самый позитивный…

  • Осечка или Ириска 5 лет назад

    У нас с мамой была традиция – каждый год 7 ноября мы смотрели "Осечку", телефильм по повести Кира Булычева "Осечка-67", о том, как в 1967 году в…

  • Просто так

    А какой женский образ близок вам?

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments