Совершенно случайное, даже не френд-лента в клювике принесла, а "Интересные записи для вас", рассылки, которые время от времени шлет мне на почту ЖЖ (от топов, как и от других кириллических сервисов, я в свое время отказалась).
"Джен Эйр" я читала. в позднем детстве, перечитывала в ранней юности, поздней юности и потом еще пару раз. В те самые старые-добрые-времена (тм), когда новых книжек было почти не купить, мы доставали их чудом, брали почитать и давали почитать друзьям... а между ними перечитывали старые. тогда оставалось время подумать и помню, как при перечитывании менялось мое отношение к "Джен Эйр" - к книге, сюжету, персонажам и основной коллизии отношений Джен и мистера Рочестера. от полного детского одобрения (девочка я была правильная!), до сомнений мятежной юности, не лучше ли презреть ханжеские условности буржуазного общества и жить с возлюбленным во грехе (к чести моей, сомнения были недолги, и воображаемое счастье с любимым несколько омрачалось наличием запертой на чердаке предыдущей жены).
И в любом случае "Джен Эйр" всегда была для меня не любовным (о ужас!) романом, даже не романом о любви, а историей о стойкости, силе духа, верности себе и собственном достоинстве.
А поскольку Ириска не только заядлая книгочейка, но и бывалая киноманка, то и экранизации посмотрела все, до которых смогла дотянуться - у запасливой Ириски в коллекции на харде прихомячено девять кин и сериалов, самая любимая, конечно, 1983 года с Зилой Кларк и Тимоти Далтоном.
Два года назад для Романтического кино-книго-сериало миничелленджа 2018 (Вы будете смеяться, но Ириска снова предлагает вашему вниманию кино про любовь) посмотрела две экранизации романа Джин Рис "Антуанетта" - "Широкое Саргассово море (Wide Sargasso Sea)", австралийскую 1993 года и британскую 2006-го. о печальной судьбе Берты Мейсон и ужасах карательной психиатрии первой половины 19-го века.
Мне всегда было жалко Берту, но я даже не предполагала, что все так запущено... Эдвард Рочестер никогда не был моим героем (в отличие от бедняжки Джен, полюбившей в общем-то первого встречного ;о), некоторую симпатию от вызывал разве что в исполнении Тимоти Далтона. Однако - увезти прекрасную молодую женщину, полную жизни и огня, запереть на чердаке (!), забыв все обеты "в радости и горести"... может быть, в какой-то степени, оправданием ему только попытка спасения Берты из пылающего Торнфилд-Холла.
Интересное, спорное, забавное, провокационное эссе (все претензии, вопросы, возражения и одобрения не
Еще прекрасное
Прочитайте, загляните в комменты, там тоже интересно.

Вот так начнешь изучать фамильные портреты
и, пожалуй, уверуешь в переселение душ....(с)
В комментах народ спорит, были ли красавицы XIX века настолько блистательны, полувоздушны... Может быть некоторые и были - английские розы из высшего света, выросшие на экологически-чистых продуктах и чистом воздухе старой-доброй зеленой Англии, именно их художники рисовали на портретах. Более изящны, чем наши современницы - были наверняка, судя по сохранившимся в музеях костюмам прошлых времен, народ (и дамы, и кавалеры) был мельче. А некоторые искажения пропорций - что ж, художники... они так видят.
и на сладкое
Про эту замечательную и очень интересную книгу о съемках ГиП-1995 (лучшего сериала всех времен и народов, делящего это почетное звание только с нашим "Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном") уже писали в сообществе

[ мой любимый момент]Процесс создания «Гордости и предубеждения» был очень трудной, но в то же время увлекательной работой, наполненной множеством запоминающихся моментов. Например, был такой довольно пикантный эпизод подготовительного периода: американские компании заинтересовались инвестированием проекта, и мне позвонил один потенциальный спонсор. Состоялся следующий разговор:
— Мы очень заинтересованы в том, чтобы вложить один миллион долларов в «Гордость и предубеждение». Вы не могли бы сказать мне, кто ее написал?
Полагая, что если люди готовы инвестировать такую сумму, они уже наверняка прочитали книгу и хотят узнать имя сценариста, я сказала:
— Эндрю Дэвис, — и затем добавила, просто на всякий случай: — По роману.
— Роману? Какому роману?
— Э-э-э… Ну, тому самому роману. По Джейн Остен.
— Как пишется это имя, по буквам?
— О-С-Т-Е-Н.
— А она хорошо продается?
— Э-м-м. Ну да. Очень хорошо.
— Сколько экземпляров уже продано?
— Вы имеете в виду, всего?
— Ну да. С момента публикации.
— То есть… э-э-э… с 1813 года?
Повисла долгая пауза.
— Вы что, хотите сказать, что она умерла? (Снова пауза.) Значит, она не сможет книжки подписывать?
и общее фото на память
Только вчера Ириска возмущалась (и негодовала!) отсутствием в "Гордости и предубеждении" 1940 года Пемберли. Если еще как-то можно вообразить (с трудом, но можно) Розингс-Парк без камина, то вы можете себе представить "Гордость и предубеждения" без Пемберли! Даже не того Пемберли, в котором мокрый
— Это росло во мне так постепенно, что я сама не могу сказать, когда это началось. Пожалуй, однако, началом можно считать тот день, когда я впервые увидела его восхитительное поместье в Дербишире...
Представили? так вот, в ГиП-1940 никакого Пемберли нет!
в "Гордости и предубеждении" 1995 года оно есть!
Считается, что, описывая Пемберли, Джейн Остен имела в виду Чэтсворт Хаус, но Чэтсворт и сам по себе упоминается в "Гордости и предубеждении". В конце концов мы остановились на Лайм Парке, который расположен на границе Чешира и Дербишира.
тот самый пруд!
и снова о Пемберли
Роман Филлис Дороти Джеймс "Смерть приходит в Пемберли" (сиквел "Гордости и предубеждения" (или "Гордость и предубеждение: 6 лет спустя"(с) я читала и категорически не одобряю. Его экранизацию в виде британского трехсерийного мини-сериала тоже видела, куда деваться Ириске-остиноманке!. И если роман был просто плох (и как фанфик (или сиквел, поскольку представляет собой не творение безвестных фанатов, а продукт известного автора, напечатанный и проданный) великого романа и как просто детектив (а какое было бы раздолье для классического чисто английского детектива - убийство (ну, кого не жалко) в старинном замке, подозреваются все, Лиззи Дарси ведет расследование... увы!), то минисериал - жалкое зрелище, душераздирающее зрелище (с), которое не спасли ни Мэттью Риз, ни Мэттью Гуд, ни вообще-то хорошая актриса Анна Максвелл Мартин в роли бывшей Лиззи Беннет, а ныне миссис Фицуильям Дарси. Как милая веселая Лиззи превратилась в эту побитую жизнью тетку? Да, у бедняжки Энн Эллиот за время разлуки с капитаном Уэнтвортом "годы сгубили цвет ее юности", но тут - насколько же укатали шесть лет замужества за мистером Дарси...
Единственная радость - Пемберли!
о его восхитительных интерьерах и экстерьерах несколько лет назад писала замечательная Кошка Чиара