?

Log in

No account? Create an account

Записки · Ириски · питерской


Развод Надера и Симин

Свежие записи · Архив · Друзья · Личная информация

* * *
Классическая Тематическая кинорулетка №27.
Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Премия вручается с 1948 года, но в рулетке участвуют фильмы с 1957 года, когда номинация стала конкурентной (т.е. когда появился выбор среди претендентов). В список для кинорулетки вошли только победители премии, список тут, подробности рулетки у altereos, нашего вдохновителя и организатора - Классическая Тематическая кинорулетка №27.

Ириске-киноманке, уже оставившей заблуждение, что видела все кино мира, однако немного опасавшейся, что достанется Рома, которую смотреть не собиралась, с первого захода выпал несмотренный



Развод Надера и Симин /Jodaeiye Nader az Simin
— художественный фильм иранского режиссера Асгара Фархади, вышедший на экраны в 2011 году. Фильм стал главным триумфатором 61-го Берлинского МКФ. Помимо премии «Золотой медведь» за лучший фильм фестиваля, он стал лауреатом премии «Серебряный медведь» за лучшую мужскую и женскую роли, а также премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
В ролях: Пейман Моади, Лейла Хатами, Саре Байат, Шахаб Хоссейни, Сарина Фархади, Мерила Зареи, Али-Асгар Шахбази, Бабак Карими, Кимиа Хуссейни, Ширин Язданбакхш
Супруги Надер и Симин решили уехать из Ирана в поисках лучшей жизни. Но в один момент Надер все-таки решает остаться рядом со своим отцом, страдающим болезнью Альцгеймера. Симин подает на развод в надежде уехать с их 11-летней дочерью, но судебное решение оказывается не в ее пользу. Дочь, тем временем, надеется, что мама одумается и вернется.

Ну вот, Ириска боялась, а все совсем не так страшно.
Кино оказалось совсем не фестивальным артхаусом или социальной чернухой с претензиями на фестивальные награды, а просто хорошим кино про жизнь. Такие фильмы снимали у нас в 70-е, когда жизнь стала потихоньку налаживаться и даже в застойной атмосфере безвременья (теперь это называется "у нас была великая эпоха") люди проживали свои радости и печали. Что-то похожее происходит и в Иране времен исламского фундаментализма (или все же пост-фундаментализма?) - та же личная, частная жизнь. Идеалогия может быть и есть, но где-то наверху, общество кажется вполне светским, по крайней мере (как показалось Ириске-феминистке) женщины не производят впечатление сильно угнетенных - Симин работает, водит машину, дочка учится в школе, а при разводе родителей в суде ее спрашивают, с кем бы она хотела остаться.
Проблемы моральные и психологические - Симин просто устала от жизни (может быть ей надоело и дома ходить в хиджабе), от быта (поскольку одна тянет на себе весь дом, не случайно после ее ухода Надир с дочерью даже не умеют включить холодильник стиральную машину) от мужа (от которого не получает эмоциональной поддержки) и его отца с Альцгеймером, поэтому ей кажется, что эмиграция - выход из ее проблем. Надир же не может уехать, бросив беспомощного отца (и я его тоже очень хорошо понимаю), а дочка хочет, чтобы все было по-прежнему - папа, мама, дедушка, старый милый дом. И все бы (может быть), благополучно разрешилось - Симин бы пожила у родителей, отдохнула и успокоилась, Надир бы понял, что в одиночку ему дочку не вырастить и просто не выжить, как-нибудь бы Симин уговорил и жизнь бы потихоньку наладилась. Однако вмешался злой рок в лице спешно нанятой домработницы-сиделки, взявшейся за эту работу, чтобы помочь своему безработному мужу... и жизнь перестает быть томной. Сиделка оказалась во-первых религиозной, во-вторых беременной и не очень добросовестной - привязав старика за руку к кровати, она ушла по своим делам, старик упал и сильно ушибся. Надир, сильно разозлившись (да еще заметив, что в доме пропали деньги) выгоняет сиделку, которая по пути где-то падает и теряет ребенка. Безработный сиделкин муж подает на Надира в суд, требуя компенсации за ущерб (по их законам при сроке беременности больше четырех месяцев эмбрион уже считается человеком) и Надиру грозит тюремный срок до трех лет за убийство. Надир утверждает, что во-первых о беременности не знал, во-вторых сиделку не толкал, а в третьих - она сама первая начала, уйдя из дома, оставив его отца привязанным, и подает встречный иск... Такие дела.
Фильм, несмотря на накал страстей, на удивление сдержанный, душу рвет спокойненько так, без истерического надрыва, свойственного российскому постперестроечному кино. Особенных режиссерских и операторских изысков не заметила, старый добрый классический стиль, форма не затмевает содержание, не оставляя зрителя в недоумении - а что сказать-то хотели? Актерские работы прекрасные, достойные своих Серебряных медведей, Симин красивая, но девочка показалась значительно старше 11-ти лет, выглядит, на мой взгляд, на все 20.
Финал открытый [спойлер]- с сиделкиным мужем как-то обошлось, сиделка из-за своей религиозности побоялась неправедных денег, Надир и Симин снова разводятся и судья снова спрашивает у дочки, с кем из родителей она хочет остаться..., фильм очень хороший.
Если бы не рулетка, смотреть бы и в голову не пришло, а так - Ириска не то, чтобы в восхищении, но очень довольна.







ЗЫ: Номинантами на Оскар в 2011 году были: Бельгийская "Бычара", израильское "Примечание", канадский "Господин Лазар" и польский "В темноте". ни один фильм не видела, поэтому с решением американской Киноакадемии не спорю, может быть они действительно выбрали лучшее (а не как с "Москва слезам не верит", ставшей компромиссом в выборе между Куросавой и Бонюэлем ;о)
* * *
* * *
[User Picture]
On Май, 14, 2019 21:36 (UTC), aeruphobia commented:
настроишься порой на что-то экзотическое и не слишком понятное, а оно вроде и вполне ничего, а то и лучше)
[User Picture]
On Май, 16, 2019 16:19 (UTC), iriska_spb replied:
даже на удивление ;о)
[User Picture]
On Май, 16, 2019 16:23 (UTC), aeruphobia replied:
вот и у меня так) нормальное человеческое кино с переживаниями и без всяких вычурностей.
[User Picture]
On Май, 16, 2019 16:29 (UTC), iriska_spb replied:
да, нам на этот раз с рулеткой повезло ;о)
[User Picture]
On Май, 16, 2019 16:31 (UTC), aeruphobia replied:
однозначно :)
* * *
[User Picture]
On Май, 15, 2019 09:34 (UTC), livejournal commented:
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
* * *
[User Picture]
On Май, 15, 2019 11:49 (UTC), livejournal commented:
Тематическая кинорулетка №27. Итоговый пост
Пользователь altereos сослался на вашу запись в своей записи «Тематическая кинорулетка №27. Итоговый пост» в контексте: [...] (1966, Иржи Менцель) от Развод Надера и Симин [...]
* * *
[User Picture]
On Май, 15, 2019 14:06 (UTC), a_garvey commented:
Как минимум "Господин Лазар" и "В темноте" - хорошие фильмы, но "Разводу" я оценку поставил в свое время выше.
[User Picture]
On Май, 16, 2019 16:25 (UTC), iriska_spb replied:
"Развод" на удивление хороший, я даже не ожидала,
френдессе romanetto с "Коммивояжером" того же Фархади повезло меньше, мне кажется, что ее отзыв лучше фильма ;о)

а "Господина Лазара" и "В темноте" вы смотрели просто так, для интереса, или как номинантов на Оскара?
[User Picture]
On Май, 16, 2019 16:35 (UTC), a_garvey replied:
Оба фильма посмотрел из-за того, что они присутствовали в топ-листах ("Лазар" в том числе - в списке лучших канадских фильмов), но на "В темноте" я обратил внимание еще до того, как узнал, что он номинирован на Оскара - из-за темы.

"Коммивояжер", кстати, мне тоже понравился :)

Edited at 2019-05-16 16:47 (UTC)
* * *
[User Picture]
On Май, 19, 2019 17:22 (UTC), romanetto commented:
"времен исламского фундаментализма (или все же пост-фундаментализма?)" - да вот сложно сказать, поскольку Иран был очень светским же одно время, женщины ходили без тряпок на головах, в платьях не до пят, на каблуках, во всяком случае, в Тегеране, а потом произошла исламская революция, и женщин снова закутали в тряпье. Я считаю, что страна не очень-то светская, если существует жесткий дресс-код) В общем, ислам отвоевал кое-что, но не до конца, некоторые свободы отнять не удалось, типа того же вождения машины (а в СА это ни-ни, например). Но жить-то можно, конечно)

Я, кстати, "Коммивояжером" довольна в том смысле, что это не оголтелая чернуха, свойственная российскому постперестроечному кино, когда на экраны хлынуло нечто полностью бездарное, прикрывающееся "правдой". А тоньше, конечно, намного)"
[User Picture]
On Май, 20, 2019 12:40 (UTC), iriska_spb replied:
да, при шахе было нормальное светское государство, а в результате исламской революции в основном пострадали женщины ;о(((
* * *
[User Picture]
On Сентябрь, 5, 2019 04:53 (UTC), Alex Krylov commented:
Ваша рецензия опубликована в сообществе СИНЕМАТЕКА
https://cinemathequelv.blogspot.com/2019/09/2011_5.html
* * *

Previous Entry · Оставить комментарий · Поделиться · Next Entry