Ириска питерская (iriska_spb) wrote,
Ириска питерская
iriska_spb

Category:

Четыре фильма про страшную мстю

Прочитала пост френдессы murzillo тестостероновые запои, вспомнила, как холодной зимой 92-го в холодном подмосковном Щелково смотрела старую-добрую "Жажду смерти" с Бронсоном, а также, что так и не написала давно обещанный пост про фильмы про страшную мстю и торжество справедливости.

Все началось несколько месяцев назад, с упоминания в комментах в дружественном журнале триллера "Даже у ягнят есть зубы", который Ириске (после слезовыжимательных мелодрам и р-р-романтических комедий (да, нелегко дается Романтический челлендж, боюсь, я несколько переоценила свою любовь к "низким жанрам") захотелось всех поубивать со страшной жестокостью посмотреть. Посмотрела, почитав отзывы "Жалкое подобие "Я плюю на ваши могилы", посмотрела и это, почитала отзывы - "Очень неудачный ремейк оригинала от 1978 года", посмотрела и оригинал. почитав (в отзывах) "полноценный наследник первого хита культового "мастера ужасов" Уэса Крэйвена "Последний дом слева", решила, что хорошенького понемножку и даже со страшной мстей надо вовремя остановиться, и кино 1972 года с ремейком 2009-го уже смотреть не стала. Зато мимо Ингмара Бергмана и "Девичьего источника" 1960 года как предтечи всего, пройти никак не могла.
Не зная, с чего лучше начать - по хронологии с начала до конца или по наличию художественной ценности от конца к началу, начну с середины.


День женщины (Day of the Woman)
— американский триллер режиссера Мейра Зарки, 1978 год. также известный под названием "Я плюю на ваши могилы (I Spit on Your Grave)"
В ролях: Камилль Китон, Эрон Табор, Ричард Паке, Энтони Николс, Гюнтер Климанн, Алексис Магнотти, Тэмми Зарки, Терри Зарки
Камил Китон была удостоена награды за лучшую женскую роль на кинофестивале в Сиджесе, в остальных ролях непрофессиональные исполнители, Тэмми Зарки и Терри Зарки, сыгравшие детей, очевидно родственники режиссера.
Молодая красивая писательница Дженнифер приезжает в отдаленную от больших городов местность, чтобы написать новый роман. Местный дурачок Мэттью привозит ей заказанную провизию и рассказывает своим приятелям про Дженнифер. Местные отморозки, еще раньше заметившие соблазнительную незнакомку на бензоколонке, решили немного позабавиться, потом уже не смогли остановиться, а потом, решив, что жертву нельзя оставить в живых, поручили устранение дурачку. Дурачок пожалел несчастную и так едва живую, вымазал нож кровью и сказал, что убил. Проходит время, труп не найден, а оставшаяся в живых Дженнифер начинает свою кровавую месть...
Культовый слэшер, имеющий продолжение и несколько ремейков. Крепкий, достаточно увлекательный, хотя и полностью предсказуемый триллер с красивыми пейзажами и радующим своим отсутствием саундтреком (музыка звучит только раз, когда героиня ставит пластинку, заглушающую крики растворяемого в кислоте негодяя). Хорошее кино.


Я плюю на ваши могилы (I Spit on Your Grave)
— американский фильм ужасов, триллер Стивена Монро, 2010 год.
Ремейк фильма 1978 года "День женщины".
Реакция на фильм была неоднозначной. Большинство американских кинокритиков сочли его непристойным и неприемлемым для показа, "отвратительным ремейком отвратительного оригинала".
В ролях: Сара Батлер, Джефф Брэнсон, Эндрю Ховард, Дэниел Фрэнзиси, Родни Истман, Чэд Линдберг, Трейси Уолтер, Молли Миллиган
Молодая писательница Дженнифер снимает домик в глухом лесу, чтобы в уединении написать роман. Но издатель не дождется нового бестселлера... Четверо местных отморозков жестоко насилуют девушку и обрекают ее на мучительную смерть. Но Дженнифер сумела выжить и теперь ее единственная цель — месть. И месть эта будет столь ужасной, что бывшие насильники проклянут тот день, когда встретили ее впервые...
Не скажу (может быть потому Ириска и не кинокритик ;о( что отвратительно, скорее скушно, господа. По сравнению с оригиналом градус жестокости, что в насилии над героиней (в самых страшных сценах Ириска зажмуривалась, хотя и знала, что все кончится хорошо ;о), что в последующем отмщении, нарастает, художественная ценность (в отсутствии новизны сюжета) стремится к нулю.


Даже у ягнят есть зубы (Even Lambs Have Teeth)
— франко-канадский триллер Терри Майлза, 2015 год.
В ролях: Кирстен Праут, Тиера Сковбай, Майкл Карл Ричардс, Крэйг Марч, Гаррет Блэк, Джеймисон Паркер, Кристиан Слоун, Дэниэл Арнольд, Грэм Беддос, Монека Делэйн
Захватывающая история двух привлекательных девушек из маленького городка. Когда красавицы подверглись насилию со стороны местных психопатов, они решают изощренно отомстить своим мучителям
В отличие от двух предыдущих, четко поделенных на две (соперничающие по части жестокости) части - преступления и наказания, в этом фильме насилие стыдливо укрыто в вагончике (слышны лишь крики жертв), а месть еще более изощрена. Мстят девушки весело, задорно, можно сказать - с огоньком. и хотя с 2010 года (когда вышел на экраны и провалился в прокате "Я плюю на ваши могилы") прошло только пять лет, отчетливо заметна переоценка ценностей, торжество толерантности в вопросе об адекватности мести - ужасная месть оправдывается тем, что несчастные жертвы были заранее обречены на смерть, как и их многочисленные (!) предшественницы и превращается (превращается... превращается месть...) в некоторым образом полезное общественное деяние.


и наконец, назад во времени, от слешеров и треша к шедевру и классике
Девичий источник (Jungfrukällan)
— художественный фильм шведского режиссера Ингмара Бергмана, 1960 год. Оскар-1961 за лучший иностранный фильм и номинация за лучшую работу художника по костюмам (ч/б фильмы). Сюжет фильма основан на шведской народной балладе "Дочери Тёре из Вэнге" и шведской народной песне "Шла девушка к источнику".
В ролях: Макс фон Сюдов, Биргитта Вальберг, Гуннель Линдблюм, Биргитта Петтерссон, Аксель Дюберг, Тур Иседаль, Аллан Эдвалль.
Источникам всегда приписывают целебные свойства, и их происхождение часто связывают с чудесами, которым не всегда предшествуют радостные события... И эта скандинавская средневековая легенда тому подтверждение.
Невинная дева едет в соседнее селение отвезти в церковь свечи. по пути встречает трех пастухов и делит с ними пищу, после чего пастухи ее насилуют и убивают. а затем, заходя по пути в дом ее родителей, предлагают тем купить ее богатые одежды. Мать узнает одежды, отец убивает негодяев, но, будучи засомневающимся в вере христианином, во искупление греха дает обет поставить часовню. Из-под головы убитой девушки пробивается чистый ручей — Девичий источник...

Ингмар Бергман называл этот фильм "бледным подражанием Куросаве", навеянным "Расёмоном", Ириске кажется, что мастер был слишком строг к себе.
Несказанной красоты черно-белое кино, прекрасно снятое и смонтированное, с прекрасными актерскими работами.
Вопросы Богу Ириска-агностик задавать не будет, ибо [Spoiler (click to open)]Данная картина великого шведского мастера вне всякого сомнения экзистенциальна, поскольку она вновь поднимает вопросы вины, мести, наказания, прощения и веры в Бога, который хранит стоическое безмолвие, несмотря на творящееся беззаконие. «Если Ты, Отче, есть и видишь беззаконие, совершающееся над творением твоим, то почему ты молчишь и бездействуешь? Если ты так поступаешь, то что остается делать мне, кроме как не мстить и не брать в свои руки справедливое возмездие? Но что же мне делать после этого, ведь несмотря на торжество справедливости, я все равно нуждаюсь в твоем прощении? Ведь я так ненавижу тебя за твое безмолвие, но так же безумно нуждаюсь в тебе. И, тем более, теперь». Таковы вопросы, которые так или иначе задаешь себе, людям, Богу, размышляя над равнодушием бытия. И на них не может дать ответ никто, кроме одного Бога, который хранит вселенское безмолвие. (отсюда)
Сам же Ингмар Бергман писал:
"Образ Бога, уже давно покрывшийся трещинами, присутствует в фильме больше для декорации. На самом деле меня, главным образом, занимала страшная история про девочку, насильника и месть. Мои собственные религиозные представления уже дали сильный крен влево" (Бергман. "Картины")




Несколько слов напоследок.
Ириска не любитель ужасов и треша, хотя, в основном для знакомства с жанром а также повышения образованности, смотрела и "Пилу" и "Трилогию мести". Экранные ужасы в коммерческом кино, снятом для развлечения, меня не особенно трогают, для ужаса и потрясения Ириске нужны другие эмоциональные пружины, чем "кровь-кишки-рас... (ну, вы меня понимаете)" и всякие прочие реки клюквенного сока.
что эти фильмы про страшную мстю посмотрела - не жалею, хотя могла бы и не смотреть, что увидела "Девичий источник" - просто счастлива.

и еще - Ириска считает, что вор должен сидеть в тюрьме, а убийца и насильник должны быть убиты.
Tags: прокино
Subscribe

  • 2016 film challenge Итоги года

    РетроКиночеллендж-2016 Ирисковый Киногод вместе с Винтажным РетроКиночелленджем-2016 тоже подошли к концу. и, так же как в Вызове книжном, фильмов…

  • 2016 film challenge #51-52

    РетроКиночеллендж-2016 #51-52 46. Фильм, заставивший плакать Не сказать, чтобы Ириска была особо жестокосердна, но она и не особо сентиментальна.…

  • Предварительные итоги

    До Нового года осталось всего-ничего, все покупают подарки, елочные игрушки и фейерверки (даже те, для кого НГ не праздник, а просто день в календаре…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • 2016 film challenge Итоги года

    РетроКиночеллендж-2016 Ирисковый Киногод вместе с Винтажным РетроКиночелленджем-2016 тоже подошли к концу. и, так же как в Вызове книжном, фильмов…

  • 2016 film challenge #51-52

    РетроКиночеллендж-2016 #51-52 46. Фильм, заставивший плакать Не сказать, чтобы Ириска была особо жестокосердна, но она и не особо сентиментальна.…

  • Предварительные итоги

    До Нового года осталось всего-ничего, все покупают подарки, елочные игрушки и фейерверки (даже те, для кого НГ не праздник, а просто день в календаре…