Ириска питерская (iriska_spb) wrote,
Ириска питерская
iriska_spb

Categories:

Класс /Entre les murs

Классическая кинорулетка от altereos)
Кинорулетка №22 продолжается Победителями Каннского кинофестиваля - самого престижного международного кинофестиваля, победители которого автоматически попадают в список "must see" каждого киномана.

Ириске-киноманке достались Уроки Французского, или
Класс /Entre les murs
Entre les murs (Между стен) — французский художественный фильм 2008 года, поставленный режиссером Лораном Канте по частично автобиографическому роману Франсуа Бегодо (который был учителем французского языка и литературы в школе в центре Парижа). Автор книги сам написал сценарий и снялся в ключевой роли. Картина была удостоена "Золотой пальмовой ветви" на 61-м Каннском кинофестивале и целой кучи других наград разных стран и народов.
В ролях: Франсуа Бегодо, Агам Малембо-Эмен, Анжелика Санцио, Артур Фогель, Бубакар Туре, Бурак Озильмаз, Карл Нанор, Шериф Бунайджа Рашеди, Далла Дукур, Дэмиен Гомес
О фильме: Франсуа и его коллеги-учителя готовятся к новому году в средней школе в неблагополучном районе. Он не заносчив и не слишком строг, его экстравагантная прямота часто ошарашивает учеников. Но его педагогическая этика подвергается испытанию, когда ученики начинают ставить под вопрос его методы преподавания...
Описание с Кинопоиска, Ириска с ним не совсем согласна:
во-первых, школа в центре Парижа, что все-же не очень тянет на неблагополучный район, хотя, кто знает, если все благополучные парижане переехали на окраины, то может быть...
во-вторых, к-либо экстравагантности ни в поведении учителя, ни в его методах преподавания, Ириска не заметила - ни плясок с бубнами, ни выдирания волос у неслухов;
Да ладно, чего уж там...

Говорят, что если в каком-то году в Каннах нет несомненного фаворита, приз получает к-либо добротно сделанное кино с социальной проблематикой. Если это так, то "Класс" именно такой случай.
Социальных проблем там затрагивается как минимум две:

Первая, вечная как мир проблема воспитания подрастающего поколения (известно, что на шумерских табличках уже писали "В последние годы наша земля вырождается; видны знаки того, что мир быстро идет к своему концу; мздоимство и развращенность властей стали обычными; дети перестали слушаться родителей; каждый хочет написать книгу", хотя последние исследования подвергают достоверность текста сомнению.)
и попыток дать им хоть какое-то образование, что, после отмены наказаний розгами (в наше либеральное время питерскую учительницу, недавно огревшую нерадивого ученика книгою (!) вынудили уволиться) стало задачей почти непосильною.
Проблема номер два: Конец Европы на примере не самой плохой школы практически в центре Парижа - агрессивное непослушное большинство из афрофранцузов, китаец, азиатка, одинокий представитель Малых Антильских островов, если этнические французы и есть, то они себя активно не проявляют. Хорошо ли это, плохо ли, не мне судить, где Париж и где Ириска (которая хоть и была в Париже, но не путает туризм с эмиграцией!).
но проблема еще в 2008-м году (до европейского миграционного кризиса 2015 года) была и уже беспокоила умы.

Художественные достоинства фильма заключаются в его нарочитой документальности типа трясущейся камеры: исполнитель главной роли учителя французского Франсуа Бегодо - автор книги и сценария фильма, дети - ученики Франсуа, непрофессиональные актеры, действие заменено диалогами - уроки, в основном состоящие из перепалок учеников между собой и учителя с учениками и иногда попыток учителя хоть как-то научить этих оболтусов основам французского языка и литературы, для чего на уроках почему-то читают "Дневник Анны Франк" (я смотрела с профозвучкой Первого канала, и, может быть, какие-то нюансы преподавания французской лингвистики могла опустить), дети обучению по мере сил активно сопротивляются, беседы с родителями (некоторые из которых не говорят по-французски, поэтому детки служат переводчиками), разговоры в учительской, трогательная учительская политкорректность. Сюжета как такового нет - начинается учебный год, год продолжается несколькими отрывочными линиями, ведущими в никуда, год кончается, кто-то (кто хотел) чему-то научился, кто-то совсем ничему (для чего надо было постараться) - год как год, жизнь как жизнь...
Фильм про школу глазами учителя - ученики, в общей массе (исключая старательного китайца) тупые, ленивые, чудовищно невежественные (не знающие даже слов "интуиция" или "сноб", похоже, по телевизору они смотрят только футбол и исключительно матчи Африканской лиги), с зашкаливающим самомнением, требующие уважения гаденыши мелкие доносчики, не прощающие учителю даже пары неосторожных слов.
Несколько, поскольку ученицей Ириска была, хотя и сто лет назад и в совсем другой стране (вы будете смеяться, но наша школа была похожа скорее на "Доживем до понедельника", чем на "Чучело"), не хватало объемности, отношений с другой стороны колючей проволоки учеников между собой, их отношения к учителю и учебному процессу, показанных их глазами.
и еще, к вопросу объемности (или бифокальности?), хотя детям в фильме 13-14 лет, выглядят они на добрых 17-18, здоровенные раскормленные лбы, нет, тут уж зады, с трудом помещающиеся за партой, не знаю, в чем дело, может быть такой эффект (вкупе со снижением интеллекта и прилежания) дает пожирание гамбургеров с картошкой-фри. не знаю, но поведение, еще объяснимое у мелких 13-14 летних, в 17-18 навевает грустные мысли.

И наконец, чтобы не заканчивать на совсем уж грустной ноте, какой бы ни была школа, учителя и ученики, у них ли там, в закатной Европе, или в России, встающей с колен, Ириска-оптимистка верит в человечество и прогресс. В конце концов, если со времен шумерских табличек человечество выжило и даже немного прогрессировало (хотя бы заменив глиняные таблички айфонами), не пропадет и теперь.




Tags: кинорулетка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments