Ириска питерская (iriska_spb) wrote,
Ириска питерская
iriska_spb

Category:

Отец – Дневник одной веры

Тематическая кинорулетка №19
Венгерское кино

Про венгерский кинематограф 1960-х годов "в отсутствии новой волны" (несмотря на множество талантливых кинематографистов, самобытных режиссеров авторского кино, благодаря которым венгерский кинематограф не похож ни на какой другой) можно узнать у altereos, организатора и вдохновителя всех наших кинорулеток Тематическая кинорулетка №19.
Ирисковое знакомство с венгерским кинематографом 1960-х годов ограничивалось "Историей моей глупости" с очаровательной Евой Руткаи и шпионским (или о разведчице, это как посмотреть) фильмом "Альба Регия" с Татьяной Самойловой и Миклошем Габором (и легендой об их трагическом романе, когда влюбленным не суждено было соединиться и Миклош Габор (уже расставшийся с Евой Руткаи), остался с новой венгерской женой, а Татьяна Самойлова долго лечилась от душевного расстройства - наверно это действительно была легенда, потому что никаких подтверждений ее найти так и не удалось).
Иштвана Сабо же знала лишь по "Мефисто", получившему Оскар-1981 за лучший фильм на иностранном языке и который я долго (запутавшись в Маннах - "Мефисто" экранизация романа Клауса Манна, старшего сына Томаса Манна) путала с "Доктором Фаустусом" Франца Зайтца с великолепным Джоном Финчем.
На этот раз рулетка принесла мне второй по счету фильм Иштвана Сабо, относящийся к трилогии, начатой "Порой мечтаний" и завершенной "Фильмом о любви".

Отец – Дневник одной веры (Apa)
- художественный фильм режиссера Иштвана Сабо, 1966 год. Главный приз Московского кинофестиваля, 1967 год, Приз за режиссуру МКФ в Каннах, 1967.
В ролях: Миклош Габор - отец, Клари Толнаи - мать, Даниель Эрдейи - сын в детстве, Андраш Балинт - сын взрослый, Кати Шойом - Анни.
История о мальчике, который жил памятью об отце, враче-хирурге, погибшем в первые дни нового мира, о юноше, который уже не может прятаться за эту память и жить сочиненными легендами.
Что обычно советуют начинающему творцу, мечтающему оставить свой след в искусстве, но не знающему с чего начать - пиши (или в нашем случае снимай) о том, что хорошо знаешь. Не знаю, насколько "Отец" фильм автобиографический, но получился он удивительно искренним и нежным, полным пищи для ума и воображения. Самые интересные и трогательные детские воспоминания и фантазии мальчика Тако - об отце (в исполнении легенды венгерского кино Миклоша Габора), спасающемся от нацистов и героически их побеждающем, то будучи командиром партизанского отряда, то просто прячущем подпольщиков в своем госпитале, в первые дни мира толкающем по рельсам обгоревший трамвайчик - сначала один толкает, потом еще понабежали, толкают, на трамвай записочки всякие-разные клеят, играет музыка, мальчик Тако в трамвайчике едет... "Взрослая" часть понравилась меньше, разве что несколько фантасмагорическое изображение восстания 1956 года, когда герой под обстрелом выносил знамя, а история еврейской девушки и Холокоста показалась тенденциозной и излишне многословной. Вырастая, Тако-юноша пытается узнать правду об отце, был ли тот действительно героем, каким воображал его в детстве, а узнав, что скоро сам станет отцом (или это ему приснилось?) пытается от фантазий отказаться, для чего решает сам переплыть Дунай, чтобы уже его внуки рассказывали "наш дедушка столько раз переплывал Дунай!"
Пишут, что "Поиски человеком своего отца помогают открыть ему самого себя" (с), что кажется мне (как все прописные истины) банальным, открытие себя как духовная практика (по моему скромному ИМХО ;о) необязательно предусматривает действие, иногда можно просто полежать на диване и подумать "если где-то нет кого-то, значит кто-то где-то есть..."
Кинематографически же фильм прекрасен - ностальгический и метафорический, все (что надо!) есть и (почти!) ничего лишнего, в стильной черно-белой гамме, позволяющей причудливо переплетать явь и фантазии, очень личная история, отличное кино.

и напоследок немного об Иштване Сабо:
Вопрос (Наум Клейман): А какой фильм Вы считаете Вашей самой большой удачей в кинематографе?
САБО: ... моя самая большая удача — фильм «Отец».

...И я (НК) бы никогда не спрашивал Иштвана, что он считает своим высшим достижением, если бы я не знал о фильме «Отец».
Знаете, есть удивительные фильмы, которые рождаются сами собой. Есть вещи, которые сделаны тобой, и ты это знаешь, ты полируешь в них каждую деталь, и они выходят мастерскими. А есть вещи, которые родились, как вздох, как поцелуй. «Отец» — это фильм, в котором случилось чудо. Я мог бы назвать еще ряд таких же фильмов. Хотя, как ни странно, их не так много на земле. «Иваново детство», например, первый фильм Тарковского… «Отец» — это фильм, который выразил личность Иштвана Сабо, его биографию, его страну, его время. Время всей Центральной Европы, включая и нас, потому что задел и Советский Союз. Очень много людей, культур и стран могут себя идентифицировать с тем, о чем говорил в этом фильме Иштван. При этом он остается абсолютно его личной историей. Есть одно высказывание Велемира Хлебникова. «Как найти, — говорил он, — ту точку между источником света и миром, чтобы твоя тень совпала с очертанием мира?». Есть точка между источником света и миром. Когда твоя личная тень совпадает с очертаниями мира. И тогда происходит чудо. Это мечта художника. Вот такой фильм — «Отец».
САБО: Если ты молод и ты еще не умеешь делать кино, но у тебя есть, о чем рассказать, то оказывается, что тебе неважно, какая форма, она, может быть, даже еще не очень отделанная, но ты может рассказать что-то, что тебе очень важно. Потом ты набираешься опыта, ты знаешь, что надо делать. И бывает так, что форма и то, что ты говоришь, вдруг совпадают, и это счастливый случай. Но обычно энергия формы и энергия высказывания не встречаются. Ты учишься делать форму, ты думаешь, что она-то и нужна больше всего зрителю, и эта форма вдруг начинает перекрывать твое высказывание. Оно теряет силу. И потом очень трудно снова его обрести.

А если вы хотите больше узнать о прекрасном режиссере, которому венгерское кино обязано своей мировой славой, прочитайте интервью с ним «Самый Прекрасный Пейзаж В Мире — Человеческое Лицо» Прочитайте, это интересно! И обязательно посмотрите кино.





Третий фильм трилогии
Фильм о любви (Szerelmesfilm)
любопытная Ириска, конечно же, тоже посмотрела, но это уже другая история, которую я расскажу в следующем выпуске Романтического кино-книго-сериало миничелленджа - 2018.
Следите за публикациями.
Tags: кинорулетка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments